Автор: Слинкин Виктор Данилович
Фотография чёрно - белая
Дата создания: 1984 год
Место изготовления: с. Уват
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать, фотопечать ч/б
Размеры: 19,0 х 27,0 см
В конце 1950-х годов началась разработка нефтегазовых месторождений Западной Сибири.
Изначально все грузы для нужд месторождений доставлялись по воде и по воздуху. Но это было неудобно: реки долго стояли подо льдом, а по воздуху было перебрасывать грузы слишком дорого.
В декабре 1963 года было принято Постановление Совета Министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений». В этом документе соответствующим исполнительным органам предлагалось начать проектирование и строительство железной дороги Тюмень – Сургут.
Генеральным проектировщиком новой линии стал новосибирский «Сибгипротранс». В начале 1966 года на строительство железной дороги Тюмень – Сургут прибыли первые путейцы. Началась грандиозная стройка среди болот и вечной мерзлоты. Первые 215 километров железнодорожной магистрали были построены всего за 21 месяц.
По мере готовности основных сооружений последовательно по участкам открывали временное движение поездов. Грузы перевозили преимущественно ночью, а днем на линии работали строители. Постепенно, по мере улучшения состояния колеи, открывали и пассажирское движение: в августе 1969 года на участке Тюмень – Тобольск, в марте 1974 года – до станции Салым.
5 августа 1975 года первый поезд с многочисленными гостями из Москвы и Тюмени прибыл в Сургут. А следом пришел и первый грузовой поезд с четырьмя тысячами тонн грузов для строителей и буровиков – нефтяников и газовиков.
В дальнейшем магистраль развивалась, и была проложена за Полярный круг - до Нового Уренгоя, а, уже в постсоветское время - до Ямбурга. Развитие дороги продолжается и по сей день. Время не стоит на месте. И железная дорога тоже не имеет права останавливаться. Даже - на минуту.
На здании железнодорожной станции «Юность-Комсомольская» открыта памятная доска с портретами строителей станции: первых руководителей стройки Н.П.Доровских, И.Н. Шалышкина и главного редактора журнала «Юность» Б.Н. Полевого, взявшего шефство над огромной стройкой. Во время открытия мемориальной доски глава думы Уватского района Юрий Олегович Свяцкевич подчеркнул, пожалуй, главный смысл происходящего: «С огромной благодарностью обращаюсь к Фонду Муравленко, Фонду Коротчаева за то, что вы сохранили в сердцах память о замечательных людях, которые строили эту железную дорогу и реализуете эту память через эту мемориальную доску и передаете эту память новым поколениям. Открытие мемориальной доски говорит о том, что мы помним историю, гордимся ею и передаем память молодежи».
Комсомолец, участник ударной стройки Владимир Константинович Гусейнов писал: «Наряду со строительством Байкало-Амурской магистрали Тюменская область скромно, но уверенно опоясывала себя «железным поясом», двигаясь к освоению своих несметных богатств - стратегического сырья и полезных ископаемых. В СМП-522 трудились десятки юношей и девушек - комсомольцев, посланников со всех концов страны. Был создан комитет комсомола. Избирался освобожденный секретарь. В 1974 году открылась вечерняя школа, где молодые строители могли получить среднее образование. Опытные рабочие возглавили бригады путейцев, каменщиков-бетонщиков, плотников, штукатуров-маляров, сварщиков, сантехников. Одни укладывали железнодорожное полотно, другие строили жилье, социально-бытовые помещения: столовую, пекарню, общежитие, клуб, спортзал, здравпункт, детсад, магазин, гаражи и другие объекты. В суровых таежных условиях начиналась новая география. На карте страны появилась новая станция».
В №5 1974 года журнала «Юность» можно было прочитать: «522-й комсомольско -молодежный поезд за год проделал такой объем работы, какой другие строительно-монтажные поезда проделывали за три года».
«Тысячи юношей и девушек по призыву партии и направлению комсомола самоотверженно трудятся на сооружении стальной магистрали»,- писали строители в исполком Тюменского Совета депутатов трудящихся, ходатайствуя о переименовании станции Туртас в станцию Юность.
Но в реестре уже значилась станция с таким названием. Немного поразмыслив, Борис Николаевич Полевой предложил назвать новую станцию «Юность Комсомольская».
Со строительного подвига комсомольцев началась нефтяная страница Западной Сибири.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»