Место создания: с.Уват
Время создания: 50 – 60 гг. ХХ века
Материал: Фотобумага
Техника: Фотопечать, любительское фото
Размеры: 12,0 х 9,8 см
Школа, любимый учитель и жизнь... Жизнь без тенденций и поучений, а правдивая и искренняя. Все это воедино слилось в любимом учителе Уватской средней школы Юлии Васильевне Кремлёвой.
Для многих уватцев, да и не только, она стала первым учителем не только в школе, но и по жизни.
Родилась Юлия Васильевна 28 июля 1909 года в семье штатного священника Буренской церкви Василия Степановича Кремлёва и его жены Елены Павловны. Детство Юлии прошло в Буренском и в Новом селе. Когда девочке было пять лет, умерла мать. Всё воспитание Юлии легло на бабушку по материнской линии. Как человек образованный, она научила её грамоте и привила ей уважение к односельчанам.
Наверное поэтому, ее жизненным кредо стала забота о жителях села независимо от социального происхождения. Это повлияло и на ее политические взгляды. В 1925 году Юлия Васильевна вступила в пионеры, а в 1926 году - в комсомол. Прекрасно зная грамоту, она стала заведовать красным уголком при избе-читальне. Под ее руководством пионеры и комсомольцы вели большую работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1928 году, окончив курсы парткомактива в Тобольске, молодая активистка была направлена заведующей библиотекой.
После окончания курсов учителей при Тобольском педагогическом техникуме, Юлия Васильевна работала в Ивановской и Поспеловской школах.
А в 1937 году была принята учителем начальных классов в Уватскую школу, в которой проработала 38 лет. Работая в школе, вела большую общественную работу, обучала малограмотных в Увате и Куприяне.
В годы Великой Отечественной войны, когда вся страна мобилизовалась на борьбу с врагом, днем Юлия Васильевна учила детей в школе, а вечерами работала в поле, на току. В октябре 1942 года ее муж Александр Иванович Дроздов добровольцем ушел на фронт и на руках молодой женщины остались три маленькие дочки — Иза, Зоя и Вера и престарелая бабушка.
В студеные, зимние вечера с девочками они вязали носки и рукавицы для фронтовиков, писали письма воинам-землякам. С некоторыми из них завязывалась постоянная переписка. В солдатском «треугольнике» Михаил Аксенов 25 марта 1944 года пишет: «… иногда кажется, что не перенести всего того, что приходится переживать. Но человек привыкает ко всему...». Похоже, что Юлия Васильевна была человеком, с которым можно было поговорить доверительно, попросить о чем-либо: «если есть возможность, вышлите бумаги и сердце химического карандаша для чернил, а то мне писать нечем. Юлия Васильевна, пишите письма чаще, жду! С приветом Аксенов М.С.».
Внимательная, заботливая, готовая в трудную минуту прийти на помощь - такой она была для односельчан в те суровые годы военного лихолетья.
«Ваши дерзания, любовь к работе, кажутся настоящим «горением» педагога-творца», - вспоминала директор уватского детского дома Прозорова.
И она действительно «горела» на работе. Районная газета «Коммуна» 2 июля 1946 года писала: «… В 1946 году советские учителя неутомимо старались выполнить требования партии и правительства, повседневно занимались повышением качества обучения, усиленно боролись с формализмом в преподавании. … В 4 классе «Б» Уватской средней школы (учительница Кремлёва Ю.В.) все 11 учащихся выдержали экзамены. Ученицы Аксёнова Нина и Павлова Людмила сдали экзамены только на «5». Их ответы приятно слушать…».
Юлия Васильевна была учителем не только для детей, но и для коллег. Вот что вспоминает о ней ветеран педагогического труда Д.А. Маслеева: «К числу любимых учителей я отношу Юлию Васильевну Кремлёву. Она не учила меня, но в 9 классе нам с Лидой Плесовских дали комсомольское поручение - направили пионервожатыми в ее 3 класс. И мы два года каждую перемену бегали туда, играли, читали книги, после уроков занимались с отстающими школьниками, ходили к ученикам домой. Общаясь с детьми, мы общались и с Юлией Васильевной, учились ее методике обращения, приемам убеждения. А она, видимо, разглядев в нас искорку педагогического призвания, настойчиво советовала связать свою жизнь с обучением и воспитанием детей. Что мы в дальнейшем и сделали. Связь с Юлией Васильевной я поддерживала всю жизнь, где бы ни работала. Мы постоянно переписывались, я советовалась с ней, как поступить в той или иной сложной ситуации, а она всегда находила время подробно и обстоятельно отвечать. Так что я всегда чувствовала ее помощь и поддержку даже на расстоянии».
Из воспоминаний Л.М. Долгих: «Мне тоже посчастливилось учиться у Юлии Васильевны в 3,4-м классах. В памяти осталась ее материнская забота об учениках, участие к их судьбам, встречи с родителями. И правда, большое видится на расстоянии. Уже став взрослыми, мы, ее ученики, поняли, что учительница наша стремилась воспитать в нас доброту, чувство сострадания, способность прощать ошибки. Такой была она сама. Помощницей в воспитательной работе была у Юлии Васильевны русская и зарубежная классика. После уроков читала нам «Хижину дяди Тома». От нее мы узнавали о произведениях, которые значились в программе для старшеклассников. Так, она сумела рассказать нам о драме А.Н. Островского «Без вины виноватые» (на сцене клуба самодеятельные артисты ставили спектакль по пьесе), выбирая эпизоды, которые заставляли волноваться, переживать за судьбу героев. Она учила не оставлять человека в беде, учила душевной чуткости. И так на протяжении школьных лет и всей жизни».
Юлия Васильевна проработала в школе до 1975 года. Ее труд отмечен правительственными наградами: орденом «Знак почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За трудовую доблесть». Она удостоена высоких званий: «Заслуженный учитель РСФСР» и «Отличник народного просвещения». Самым главным признанием ее заслуг перед земляками стало звание «Почетный гражданин села», которым она была удостоена первой из уватцев.
Три её дочери продолжили учительскую династию.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»