1Дата создания фотографии: 80 - е годы ХХ века
Место изготовления: пос. Туртас
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать, фотопечать чёрно-белая
Размеры: 23,7 х 18,0 см
Сегодня хочется рассмотреть фотографию, на которой запечатлен замечательный самолет АН-2, воплощающий в себе целую эпоху в развитии нашей авиации.
АН-2 — самый известный в России самолёт сельскохозяйственной авиации, получивший ласковые прозвища «Кукурузник» и «Аннушка». Эта модель занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как «долгожитель» мира авиации: это единственный в мире самолёт, выпускавшийся больше 60 лет. Примечательно, но несмотря на почтенный возраст, «Кукурузники» продолжают использоваться вплоть до настоящего времени. Самолёт имеет свою историю, представлен несколькими модификациями и поставлялся на экспорт в страны мира.
Долгая дорога АН-2 началась в 1946 году, когда конструкторскому бюро под руководством Олега Константиновича Антонова было поручено создание нового гражданского самолёта для сельскохозяйственной авиации. Изначально в качестве прототипа предполагалось использовать модификацию моноплана Fi-156, однако, после длительных дискуссий, начал разрабатываться проект биплана. Это было довольно смелое решение: во всём мире уже отказались от создания таких модификаций. Сделав выбор в пользу самолёта короткого взлёта и посадки, ОКБ-13 быстро представил на рассмотрение комиссии два опытных образца СХА-1, который позднее был переименован в АН-2. Оба прототипа оснащались двигателями Швецова, производительностью 760 и 1 000 лошадиных сил. После первых лётных испытаний, которые проводились в 1947 году, было решено оставить силовую установку АШ-62ИР, мощностью 1 000 л.с. Такая компоновка увеличивала грузоподъёмность на 840 кг, сохраняя лётные показатели. Испытывался «Кукурузник» до марта 1948 года, и спустя год был запущен в серийное производство. Первый АН-2, представленный в транспортном варианте, пилотировал лётчик-испытатель Лысенко.
В Советском Союзе АН-2 особенно широко использовался для перевозки грузов и пассажиров на авиалиниях местного значения. Часто это были полеты между областными и районными центрами и даже между селами.
Помимо этого, самолёты конструктора Антонова применялись школами ДОСААФ для подготовки любителей парашютного спорта. Подходил АН-2 и для выполнения сельскохозяйственных работ, например, опрыскивания полей пестицидами и другими химическими удобрениями.
Кстати, прозвище «Кукурузник» закрепилось за этим самолётом не вполне заслуженно. Дело в том, что АН-2 по внешнему облику сильно напоминал другой советский биплан — У-2, созданный авиаконструктором Поликарповым. Именно эти самолёты использовались для обработки кукурузных полей Украинской ССР, за что и получили своё прозвище.
АН-2 — это простой и удобный в эксплуатации самолёт, предназначенный для многоцелевого применения. Благодаря малому разбегу и относительно низкому конструкционному весу, эти модификации могли садиться на не обустроенных взлётных площадках. Поэтому «Аннушка» широко использовался для освоения территорий Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера.
В зависимости от целевого применения, компоновка салона могла отличаться. Например, грузовые самолёты оснащались откидными креслами, в пассажирской версии были предусмотрены мягкие посадочные места. Здесь нужно уточнить, что конструкция АН-2 не ориентирована на пассажирские перевозки, хотя «Кукурузник» Антонова довольно эффективно использовался в этом направлении. В салоне располагалось 12 мягких кресел в четыре ряда. Между ними предусматривался один узкий проход. Комфорт для пассажиров был минимальным, однако, и перелёты осуществлялись на малые расстояния.
Отметим, что в современной России, многие влиятельные господа приобретают для личных целей именно АН-2. Здесь пассажирский салон изготавливается по индивидуальному заказу.
В Советском Союзе изображения самолёта можно было найти на маркированных конвертах, на почтовых марках Румынии, ГДР, Китая, Украины, Кубы, Казахстана, Ирака. АН-2 установлены памятники в российских городах: Ульяновске, Владимире, Иваново, Барнауле.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»