Дата создания фотографии: 80-е г. ХХ в.
Место изготовления: Тюменская обл., Уватский район, с. Уват
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать
Размеры: 13,2х18,0
Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль как пехоты, так и кавалерии снизилась, а на первое место вышла моторизированная техника. Но где есть техника, там должен быть и водитель, место человеческому фактору всегда остается. Водителей порой незаслуженно забывают, говоря о Победе в Великой Отечественной войне. Но шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением.
О таком солдате, который был военным шофёром, чья отвага и профессиональное мастерство помогли одержать победу над врагом, хочется рассказать. Это наш земляк, уроженец деревни Алымка Уватского района Тюменской области – Захаров Михаил Викторович. Родился в 1922 году. После окончания 7 классов поступил на курсы шоферов в Тобольске. Только два месяца и пришлось поводить эмтээсовский автомобиль Михаилу после окончания курсов. Больше в Тобольск ходил, возил мобилизованных на фронт. В ноябре 1941 года был призван на фронт. Его направили в школу младших командиров танковых дивизий в г. Ишим. Окончив ее, Михаил Викторович был отправлен на фронт. Попал сразу в самое пекло.
Нижнечирскую железнодорожную станцию фашисты бомбили беспрерывно. Вся надежда в организации отпора врагу возлагалась на небольшую автоколонну, подвозившую боевые снаряды. Не спали уже третьи сутки. 15 километров туда и столько же обратно. Старая полуторка, казалось, вот-вот развалится. Глаза слипала усталость. Но там, у старой мельницы гибли товарищи, отбивая бесконечные атаки врага, и нужно во что бы то ни стало помочь им выстоять.
Рыжий борт передней машины мельтешил перед глазами, плавно покачиваясь на ухабах. Вдруг он метнулся сначала в одну сторону, потом в другую, и до слуха Михаила донесся вой пикирующего бомбардировщика, частые взрывы спереди и сзади колонны. Ясно, что фашист уже сделал свое черное дело - разбомбил переднюю и заднюю машины, чтобы парализовать всю колонну и затем расправиться с каждым транспортом в отдельности. Михаил выглянул в давно уже разбитое окно кабины, мгновенно оценил обстановку - да, машину спрятать некуда, кругом ни бугорка, ни ложбинки, ни деревца. Прибавил газу и помчался по степи, то и дело поворачивая руль то вправо, то влево, уходя от вражеских пуль. Боковым зрением видел, как вспыхнули еще две машины со снарядами, как выскочил из кабины и тут же, неестественно согнувшись, рухнул на землю его друг Володя. А машина продолжала свой бешенный бег. После налета поспешил к машине друга. Тот еще был в сознании, руками стягивал рваную рану на животе. Еле сдерживая слезы, перевязал друга. Но не довез до санчасти, слишком тяжелое было ранение. Лишь к вечеру добрались до передовой. Здесь их уже ждали. Это был не первый и не последний рейс за боеприпасами.
Это только кажется, какой героический поступок может совершить рядовой водитель - крути и крути баранку автомобиля. Но за плечами нашего земляка множество страшных боев, когда рядом гибли люди, и не то что за баранку держаться, а дух некогда перевести было. В его памяти остались десятки населенных пунктов, отвоеванных неимоверным трудом и огромными потерями. Страшные дороги войны, по обочинам которых - обугленные остовы машин, танков, останки убитых солдат.
Демобилизовавшись из рядов Армии, работал водителем в милиции, до ухода на пенсию – в Уватском Райисполкоме водителем.
Без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее Победу, поэтому за самоотверженность, героизм Михаил Викторович награжден орденом «Слава» II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Праги», «За победу над Германией», юбилейными наградами.
2003 году Михаил Викторович ушёл из жизни, светлая память ему.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»