Место изготовления: СССР
Материал: металл, краска
Способ производства: промышленное производство
Солдатская каска прошла всю войну вместе с пехотинцами, саперами, разведчиками, артиллеристами и партизанами. Даже генералы и маршалы, находясь на передовой, не стеснялись этого защитника солдата.
Вплоть до начала Первой мировой войны европейские армии не особо задумывались о боевых шлемах для своих солдат. Только позиционная, или как тогда называли окопная, война заставила командиров задуматься над защитой именно головы солдата. Массовое производство данных головных уборов в СССР началось лишь в период Великой Отечественной войны.
Дело в том, что, будто предчувствуя надвигающуюся трагедию, советское правительство ещё в 1932 году, почти за 10 лет до начала войны, поручило Лысьвенскому металлургическому заводу, ведущему свою историю с 1885 года, разработать новую металлическую каску для солдат пехоты.
Задача оказалась практически невыполнимой, каска должна была надежно защищать голову солдата от выстрела винтовки, автомата, осколков артиллерийских снарядов. Мало того, заказчик в лице Министерства обороны хотел, чтобы головной убор имел удобную форму и весил не более 800 граммов для самого большого размера головы.
Отказаться от сложного заказа руководство предприятия не могло, и специалисты принялись за дело. При этом необходимо отметить, что Лысьвенский металлургический завод был выбран для производства касок весьма неслучайно. В царской армии подобных касок для защиты солдат от пулевых и осколочных ранений не изготовлялось. В стране выпускались только каски для пожарных, причем их производство как раз осуществлялось на Лысьвенском металлургическом заводе. Не удивительно, что заказ на создание солдатских касок поступил именно на это предприятие, которое располагалось на Урале вдали от театра военных действий.
Первый вариант советской каски был уже выпущен в 1936-ом году, но он абсолютно не соответствовал требованиям заказчика. Впоследствии ещё было выпущено несколько модификаций касок, но не одна из них не дотягивала до высоких стандартов, установленных Министерством обороны СССР.
Только в 1940 году наконец появился стальной шлем образца 1940-го года или же просто СШ-40, соответствующий всем предъявленным требованиям. Предыдущие модели каски отличало низкое качество стали и практически полное отсутствие пулестойкости. К тому же каски ранней модификации нельзя было одевать на теплые головные уборы, что в условии русских морозов являлось весомым недостатком. В каске 1940 года было усовершенствованно подтулейное устройство, а также механизм амортизации. Но главной разработкой оказалось использование углеродно-кремне-марганцево-никелевой стали, получившей условное обозначение И-1. Именно применение её удалось добиться необходимой пулеустойчивости. Сразу после появления первых опытных образцов каски начались её испытания на соответствие требований заказчика. Оказалось, что каска, выполненная из стали И-1 с толщиной 1,2 мл, является надежным средством защиты от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Данные характеристики были подтверждены с помощью отстрела из трехлинейной винтовки, а также пистолетов марки Наган и ТТ. В ходе первых испытаний в тире завода в стальной шлем стреляли с расстояния с 10 метров из винтовки Мосина, рассчитанной на дальность стрельбы от 800 до 1000 метров, а также из Нагана. Испытание новая каска с честью выдержала. Затем на полигоне стальной шлем расстреляли из автомата ППШ с дистанции 115 метров, результат также оказался удовлетворительным.
Данные испытания аккуратно заносились в соответствующие журналы и сохранились до наших дней. Одновременно советскую каску сравнили с аналогичными шлемами, стоящими на вооружении армий Германии, Швеции и Италии. При этом стоит отметить, что к началу войны у немцев было несколько модификаций стальных шлемов. Но как показали испытания, все они существенно проигрывали СШ-40 в пулестойкости, а также легкости и возможности использования в зимних условиях.
Самое интересно, что сталь для каски и её форма неоднократно пытались усовершенствовать, но добиться лучших характеристик чем у стали И-1 и более оптимальной формы чем у СШ-40 так и не смогли. Данный факт был зафиксирован после войны специальной комиссией Министерства обороны СССР.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»