Материал: лён
Способ производства: ручная работа
Техника: трепание, чесание
Льняные волокна являются одними из старейших волокнистых прядильных культур в мире. Использование льна для производства белья уходит корнями во времена Древнего Египта.
Сколько действий нужно было совершить с растением, чтобы из него получилась кудель, а затем и ткань. В середине мая мелкие блестящие семена льна высевали на поле. Посевом занимались мужчины, чтобы лён дал хорошие всходы. Когда лен всходил и начинал цвести голубыми цветками, это было очень красиво, казалось, будто небо спустилось на землю.
Затем лен нужно было вырывать с корнем, именно вырывать, чтобы были длинные волокна. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли и вырывали с корнем. Никаких серпов не использовалось.
Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.
Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на "расстил". Женщины брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно, чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Потом лен собирали и опять на сушку! "Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань" (из воспоминаний старожилов).
Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка.
Измятый лен необходимо было очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо (т.е. горсть трепаного и чесаного льна, скрученная особым образом в рыхлый моток, называлась «повесмо») на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало.
Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии: крупной железной щеткой, получалось волокно самого низкого сорта (изгреби). Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины, получалось волокно среднего качества (пачеси). Оставшееся в повесме волокно — самое лучшее (собственно лен).
После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть.
Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.
Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.
Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»