Дата создания: Вторая половина XX века
Место изготовления: СССР
Материал: стекло
Способ производства: промышленное производство
Техника: выдувание
Размеры: в.- 8,2 см; диам. горл.- 4,7 см; диам. основ.- 4,2 см
Место, дата и автор находки: экспедиция
Неизменный атрибут любого праздника - стопки и рюмки. Их "предками" считаются чарки, чары, рога, кубки, ковши. По мнению историков, первые стопки и рюмки появились в 1 веке нашей эры. Изготавливались они из дерева и предназначались для питья хмельных напитков. Позже для их производства начали использовать серебро и золото. Предназначались такие изделия для богатых домов и обычно украшались узорами, вензелями. Их объем зависел от того, какой напиток из них пили. Так, изделия до 15 мл использовались для коньяка, а от 150 мл назывались рейнвейными.
С развитием человечества начали меняться материалы, из которых делали посуду для хмельных напитков. И вскоре деревянные стопки вытеснили изделия из стекла. Они имели эстетический внешний вид и очень часто использовались в качестве украшения стола. Стеклянная посуда хранилась в специальных футлярах и передавалась по наследству. В 1674-м году Георгом Равенскрофтом было изобретено новое стекло - свинцовое, которое отличалось блеском и чистотой, при этом напоминало хрусталь. Из него сразу же начали изготавливать стопки, рюмки и фужеры. Рюмки использовались для коньяка, водки, рома, вина и сладких ликеров. Имели разную форму: могли быть на ножке, без нее, с вытянутой или чашеобразной основой.
В конце 19-го века рюмки округлой формы, которые обычно использовались для вина, простой народ начал называть лафитниками. От обычной рюмки лафитник отличался толстым стеклом, ножкой и формой тюльпана. Причем ножка могла быть невысокой толстой и вытянутой тонкой. В продаже были рюмки разного объема: от 50 мл и до 150 мл. Известно, что первые изделия изготавливались на ручном прессе. Для этого в специальную форму заливали хрусталь или стекло и потом мастер собственноручно выделывал рюмку. Когда изделие затвердевало, его доставали из формы и обжигали при определенной температуре в печи. Чтобы придать рюмке привлекательный внешний вид, использовали кислотную полировку. Данный метод был несовершенен, поэтому на поверхности изделий были неровности и разводы. Чтобы их убрать, мастерам нужно было вручную шлифовать каждую рюмку на алмазном круге. К тому же такая шлифовка позволяла сделать тонкие стенки и добиться идеальной прозрачности стекла.
Позволить себе стеклянные и хрустальные изделия в 18-19 веках мог не каждый. Простой народ пользовался железными и медными стопками или же стеклянными изделиями, которые производились из дешевого стекла. Поскольку для их производства использовалось некачественное стекло, то такие стопки были очень хрупкими. На столах у зажиточных дворян можно было увидеть настоящие произведения искусства из хрусталя и стекла.
И до наших дней сохранились стопки и рюмки на ножках с великолепной ручной резьбой, тончайшими стенками и безупречной отделкой. Хрустальные изделия делали с гранями, которые красиво преломляли свет и делали напиток еще более ярким.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»