Дата создания: Первая половина XX века
Материал: фарфор, краска
Способ производства: промышленное производство
Техника: обжиг
Размеры: в.-7,7 см; диам. устья - 8,5 см; диам.дна - 4,5 см
Имеется надпись: "фабрика имени газ. Правда..." (далее надпись неразборчивая)
Принято считать, что первые чайные чашки появились в Китае. В VI веке китайcкие ремесленники научились делать фарфор, который лучше всего подходил для создания чайной посуды. Долгие годы технология изготовления фарфоровой посуды находилась в строжайшем секрете, поэтому любому мастеру, раскрывшему секрет, грозила смертная казнь.
В XVI веке японцы купили секретную технологию и затем продали ее немецким фабрикантам из Мейсена. В XVIII веке появилась мода на чаепитие в английском стиле, которая натолкнула немецких мастеров на создание целых чайных сервизов.
Почему же именно фарфор стал партнером чая? Тонкие стенки фарфоровой чашки сохраняли надолго в меру горячий чай, дамы оценили легкость данного материала в сравнении с керамикой или золотом.
Долгое время чашку делали в виде широкой пиалы или блюдца. В России по достоинству оценили новаторскую идею приделать к чашке удобную ручку, которая вскоре привела к появлению чайного этикета.
Дурным тоном считалось стучать чашкой о блюдце, оттопыривать мизинец, когда держишь чашку пальцами за ручку. Чайная церемония была уделом светских дам и их джентльменов.
Со временем чайная чашка стала простым предметом быта, чайная церемония превратилась в каждодневный ритуал без особых правил. На замену фарфоровым чашкам пришли керамические, железные, появились даже термочашки. Машинное производство вытеснило ручной фарфор.
Некоторые марки до сих пор выпускают чайные пары, сделанные из фарфора вручную по технологиям из прошлых веков. Они приглашают художников для ручной росписи фарфора и создают настоящие шедевры.
Какой бы не была ваша чашка — современной или старинной, из фарфора или керамики, с фотографией близкого человека или ручной росписью — главное, чтобы она была сопровождением теплой беседы в кругу близких людей.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»