Дата создания: Первая половина XX века
Материал: дерево
Способ производства: ручная работа
Техника: долбление
Размеры: диам. - 25,0 см; диам. основ. - 12,5 см
Среди произведений русского народного искусства особое место занимает посуда, и главным образом деревянная. Традиции ее изготовления складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт целого ряда поколений русских мастеров-посудников — ложкарей, ковшечников, судописцев, бочаров, токарей.
Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. Наиболее архаичная форма русской деревянной посуды — долблено-резаная — отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность.
Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию практичной вещи.
Слово «посуда» появилось не сразу. То, из чего можно было есть, раньше называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». В России первый раз слово «посуда» встречается в XVII веке. Материалом для изготовления утвари служило дерево, глина, металл, стекло.
Посуда служила русскому народу не только как емкость для хранения и приготовления пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры русского народа.
Одной из разновидностей деревянной посуды была опарница (на местном диалекте чашка-поленушка) – посудина, горшок, в котором готовилась опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой круглый сосуд, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу (квашню), добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнице, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. Не случайно, при неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенда седого Иртыша»