Дата создания: Конец ХIХ - начало ХХ веков
Материал: дерево, войлок, дермантин
Способ производства: ручная работа
Размеры: в. - 64,0 см; ш. колодки - 5,0 - 8,0 см
Важной частью сбруи для лошади является хомут. Он применяется для крепления повозки или сельскохозяйственной техники на коне. Изготавливается хомут из изогнутых брусков, соединенных кожей. Форма позволяет прочно фиксировать сбрую на лошади, при этом учитываются анатомические особенности животного, что позволяет максимально передавать силу в тягловое усилие. Создание хомута сделало прорыв в перевозке грузов – простая уникальная конструкция повысила эффективность гужевого транспорта. Такая сбруя позволила использовать лошадей для перевозки тяжелых грузов и сельскохозяйственной работы, что ускорило промышленную революцию.
Приручение лошади произошло свыше 6-7 тысяч лет назад. Длительное время их применяли исключительно для верховой езды. Но во 2-3 тысячелетии до нашей эры появляется прообраз хомута – ошейник из кожи, плотно обхватывающий горло коня.
Ошейник выполнялся из полоски кожи, которая плотно охватывала шею. Чем сильнее лошадь тянула привязанный груз (телега, плуг), тем больше стягивался ошейник. Особенности строения лошади приводили к асфиксии. Поэтому длительное время основные работы выполняли волы.
Первые изменения в креплении телеги произошли ближе к новой эре – в 3-м веке до рождества Христова, в центральной Азии появляется нагрудный ремень. Первопроходцами были китайцы. Особенности крепления позволяли перенести тягу на грудину, то есть на костный аппарат, а не на мышцы. Такая конструкция практически полностью использовала силовые возможности лошади, не нарушая ее производительности. Подобные конструкции появились в Европе лишь в 6-7 веке. Когда европейцы еще не пришли к использованию нагрудного ремня, в Китае уже появляется первый хомут – изображения его сохранившихся образцов датируются 2-3-м тысячелетием нашей эры. Изображаемые на картинах древние китайские хомуты имеют овальную форму с мягкими подкладками. В европейские государства хомут пришел в 10-м веке. Стоит отметить, что первыми лошадей стали запрягать скандинавские племена, а в южных регионах продолжали использовать волов.
Стандартный современный хомут состоит из трех основных частей: клещи, хомутина, подкладка и гужи.
Хомут должен идеально подходить по размерам лошади, тогда не будет чрезмерного давления на шею и плечи, а работоспособность будет на высоком уровне. В правильном положении хомут опирается на границу шеи и холки, боковые ветви лежат на мускулатуре шеи, лопатках, а нижняя поверхность расположена у основания шеи. Добиться правильного положения хомута можно лишь наличием определенной модели, но имеется вариант – раздвижной тип. Существует несколько раздвижных моделей, но их устройство обычно однотипно. В отличие от обычных вариантов клещи у них в верхней части не соединены, а представлены парой симметричных половинок. Хомутина также съемная и закрепляется ремнями в нижней и средней части. Верх клещей связывается ремнями – степенью натяга регулируется размер хомута. Регулировке поддаются и гужи, чтобы можно было использовать оглобли для различной сельскохозяйственной техники. Кольца можно сместить вперед или назад, расширить и зафиксировать колышком. Устройство позволяет применять после небольшой доработки хомут и с оглоблями, и с постромочной упряжью.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»