Выставка одного предмета

Дата создания: Начало ХХI века

Материал: бисер, ткань атлас, нить

Способ производства: ручная работа

Техника: шитье

Размеры: дл. общ.- 103,7 см; дл. рукава - 58,0 см; ш. плеч - 37,0 см

 

Платье хантыйское 1.JPG

Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов – это практичность.

Хантыйское национальное платье на местном наречии называется «ернас», шьют его, как правило, из однотонной ткани, например, из ситца, сатина, атласа или фланели.

 
В старину северные мастерицы ткали полотна из крапивы. Ее собирали осенью, когда с растения опадали листья, и сушили. Затем крапиву разделяли на волокна, обрабатывали колотушкой, чтобы она стала эластичной, и ткали нити, из которых потом изготавливали ткань.

Крой женского хантыйского платья очень прост. Вверх - прямоугольная кокетка, к которой присборивается низ. Нижняя часть имеет также форму прямоугольника.
Национальные платья украшают однотонными полосками из разных материалов. Их нашивают на ткань платья близко друг к другу — и так получается цветная кайма на манжетах, полах и подоле. По преданию, эта кайма проводит границу между человеком и внешним миром и защищает его от духов болезней. Между полосками нашивают ленту мелкого орнамента, выполненного в технике аппликации. Каждую деталь платья украшают узором из бисера или тканевыми полосами, и только после этого элементы сшивают вместе в готовый наряд.

Для создания традиционного платья мастерицы чаще всего используют белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый из них имеет символическое значение: белый символизирует снег, красный - огонь, желтый - цвет солнца, является символом жизни, зеленый обозначает тайгу, а синий - воду и небо. Для ханты очень важны эти символы.

Своеобразны и названия орнаментов - «рог молодого оленя», «заячьи ушки», «оленьи рога», «телячьи рожки».

Время изготовления одного «ернаса» зависит от таланта и опыта мастерицы. Одно из поверий народа ханты гласит, что, когда женщина занята рукоделием, ее мысли вшиваются в швы и узоры будущей вещи. Поэтому во время работы мастерицы стараются думать только о хорошем.

Ещё одна удивительная особенность мастерства заключается в том, что мастерицы не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.

 
На шею поверх платья традиционно надевают нагрудное украшение. Его плетут из бисера, украшая хантыйскими геометрическими орнаментами. Такое украшение служит для его обладательницы оберегом, дополнительной защитой от злых духов.

 
В музее «Легенды седого Иртыша» имеется национальное платье-ернас традиционного покроя — так называемое платье-рубаха с широким воланом по подолу и воротником - стойкой, сшитое без плечевых швов. На груди выполнен разрез, застегивающийся на пуговицы. Ворот, подол и манжеты платья орнаментированы украшением, выполненным из бисера.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении