Дата создания: Начало ХХI века
Материал: бисер, ткань атлас, нить
Способ производства: ручная работа
Техника: шитье
Размеры: дл. общ.- 103,7 см; дл. рукава - 58,0 см; ш. плеч - 37,0 см
Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов – это практичность.
Хантыйское национальное платье на местном наречии называется «ернас», шьют его, как правило, из однотонной ткани, например, из ситца, сатина, атласа или фланели.
В старину северные мастерицы ткали полотна из крапивы. Ее собирали осенью, когда с растения опадали листья, и сушили. Затем крапиву разделяли на волокна, обрабатывали колотушкой, чтобы она стала эластичной, и ткали нити, из которых потом изготавливали ткань.
Крой женского хантыйского платья очень прост. Вверх - прямоугольная кокетка, к которой присборивается низ. Нижняя часть имеет также форму прямоугольника.
Национальные платья украшают однотонными полосками из разных материалов. Их нашивают на ткань платья близко друг к другу — и так получается цветная кайма на манжетах, полах и подоле. По преданию, эта кайма проводит границу между человеком и внешним миром и защищает его от духов болезней. Между полосками нашивают ленту мелкого орнамента, выполненного в технике аппликации. Каждую деталь платья украшают узором из бисера или тканевыми полосами, и только после этого элементы сшивают вместе в готовый наряд.
Для создания традиционного платья мастерицы чаще всего используют белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый из них имеет символическое значение: белый символизирует снег, красный - огонь, желтый - цвет солнца, является символом жизни, зеленый обозначает тайгу, а синий - воду и небо. Для ханты очень важны эти символы.
Своеобразны и названия орнаментов - «рог молодого оленя», «заячьи ушки», «оленьи рога», «телячьи рожки».
Время изготовления одного «ернаса» зависит от таланта и опыта мастерицы. Одно из поверий народа ханты гласит, что, когда женщина занята рукоделием, ее мысли вшиваются в швы и узоры будущей вещи. Поэтому во время работы мастерицы стараются думать только о хорошем.
Ещё одна удивительная особенность мастерства заключается в том, что мастерицы не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.
На шею поверх платья традиционно надевают нагрудное украшение. Его плетут из бисера, украшая хантыйскими геометрическими орнаментами. Такое украшение служит для его обладательницы оберегом, дополнительной защитой от злых духов.
В музее «Легенды седого Иртыша» имеется национальное платье-ернас традиционного покроя — так называемое платье-рубаха с широким воланом по подолу и воротником - стойкой, сшитое без плечевых швов. На груди выполнен разрез, застегивающийся на пуговицы. Ворот, подол и манжеты платья орнаментированы украшением, выполненным из бисера.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»