Автор: неизвестен
Дата создания: начало ХХ века
Место создания: Уватский район
Материал: дерево
Размеры: 126х105х87 см
Техника: кустарное производство
В коллекции районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша» имеется ткацкий станок, который называли «кросна». Он был предназначен для того, чтобы создавать ткани вручную. Это одно из изобретений человечества.
История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Сначала люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Самые древние самодельные ткацкие станки обнаружили в Азии — они были изготовлены в VI–V тысячелетии до нашей эры.
Первое время сырьем для нитей служила шерсть животных, волокна растений, а также натуральный шелк. Ткани раскрашивали соками, а чтобы получить узор, мастера сплетали между собой разноцветные нити. Постепенно ткачество превратилось в настоящее искусство.
Традиционно этим ремеслом занимались женщины, хотя изготовляли станки мужчины. На Руси ткацкий станок имелся в каждой крестьянской семье. На нем хозяйки изготавливали полотно, из которого шили одежду, простыни, полотенца, скатерти. Кроме гладкого однотонного холста, деревенские мастерицы создавали и ткани с узором.
Техника ткачества постепенно усложнялась. Вместо простых ниток стали использовать пряжу, которую получали из льна, конопли, овечьей и козьей шерсти. С помощью подручных средств ее окрашивали в разные цвета.
Ткацкий станок в русской избе был необходимым орудием труда, и девочек с самого малолетства (в 6 – 7 лет) приучали к этой тяжелой, изнурительной работе. А к 15 годам она становилась отменной мастерицей. Более того, каждая девушка к замужеству должна была подготовить себе приданное.
В старину станок рассматривали как модель мироздания: верхняя часть станка, где находятся два соединяющихся друг с другом деревянных «лепестка» — это стилизованные головы небесных коней, что везут на по небу Солнце. Средняя часть станка, где находятся натянутые нити — это земной, «вещный мир», который творит сам человек, сквозь натянутые нити продергивают уток (челнок), который напоминает о реке жизни. Наконец, нижний мир — это две педали. Станок имеет 4 угла — это 4 стороны света, 4 времени года, 4 возраста человека.
Каково же устройство ткацкого станка? Как правило, на станке были две нитченки и две педали. Ткачиха сначала нажимала на одну подножку, и соединенные с ней нитченки шли вниз вместе с рядом нитей основы. Через образовавшийся между нитями зазор – "зев" – ткачиха пропускала челнок с уточной нитью, затем она нажимала на другую подножку, и вниз опускалась вторая нитченка с другим рядом нитей, а первая нитченка поднимался наверх. Опять между рядами нитей через "зев" пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом, чтобы плотнее прижать их друг к другу и сделать полотно более прочным. Бердо представляло собой ряд тонких тросточек, в которые пропускали нити основы при заправке станка. Бердо помещали в набилки (деревянную раму) и подвешивали на планку к верхней части станины. Таким образом, ткань на ткацком станке образовывалась в результате переплетения нитей основы с нитями утка. Так ткали простое полотно, однако стан мог иметь большее число нитченок, и тогда на полотне можно было получить узоры.
На домашних станах ткали полотно изо льна, конопли или крапивы. Потом шили рубахи, юбки, порты. Красной нитью выводили узоры на полотенцах. Из старых заношенных ситцев ткали коврики и дорожки для избы (половики). По завершении длительного пятимесячного периода ткачества (ноябрь - март) в благодарность за помощь в церковь, к иконе святой Параскевы Пятницы ткачихи несли в дар свои работы: холсты, отрезы тканей, полотенца, чтобы и впредь не лишиться ее заступничества и покровительства.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»