Дата создания: Первая четверть XX века
Материал: лыко
Способ производства: ручная работа
Техника: плетение
Размеры: дл. - 30,0 см; ш. - 13,0 см; дл. - 28,0 см; ш. - 12,0 см
Наряду с кокошником, балалайкой, конной тройкой и шапкой-ушанкой лапти – несомненно, один из самых узнаваемых символов России. Традиционная для славян плетеная обувь была в широком употреблении в сельской местности вплоть до 30-х годов ХХ века.
Лапти представляют собой низкую обувь, изготовленную – плетёную - из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они изнашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, крестьяне с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лаптей сплести», - гласила пословица.
«Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей», – читаем у известного до революции писателя и этнографа С.Максимова. Лапти были распространены не только в нашей стране. Например, у шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей.
Лаптей нужно было немало – и про свой обиход, и на продажу, а поскольку плести лапти умели почти в каждом доме, в работу вовлекались семьями – дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Но в этом деле, как и в любом другом, были свои секреты, необходима была сноровка и смекалка. Дорогого сырья и сложного оборудования не требовалось: лыковые ленты, деревянные колодки, нож для подрезания лыка и называемые «кочедыками» спицы-крючки, которые делали из металла или кости. Хороший мастер за день мог изготовить пять пар плетеной обуви.
В каждой губернии были свои особенности в искусстве лаптеплетения. Носки обуви могли быть круглыми либо треугольными. Сам процесс плетения одни начинали с носка, другие с пятки. Кто-то практиковал изготовление лаптей на правую и левую ногу, кто-то пользовался единой колодкой, одинаковой для обеих ног.
Использовалась кора различных видов деревьев: дуба, березы, ивы, вяза, ракиты. Лучшими считались лапти из липы, поскольку они были долговечнее и мягче. Подгоняя форму лаптя к ноге, внутрь подкладывали мягкое мочало и стельку, вырезанную из широкого куска лыка. Чтобы не стереть ноги в кровь, их предварительно оборачивали холщовыми или шерстяными портянками – онучами. Лапоть укрепляли на ноге веревкой-опоркой, которую вплетали в заднюю часть обуви. При длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.
Про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время. Для покоса одевали «редкие» лапти, вода в лаптях таких не задерживалась. Назывались они «Рачки». Для работы по хозяйству удобны были «Ступни» — лапти без верёвок, похожие на калоши. В жару на поле носили «Чуни» — верёвочные лапти. И хотя эта обувь канула в лета, тем не менее лапти, по заключению сегодняшних исследователей, это удобная, экологичная обувь.
В наши дни лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей. Некоторые артели продолжают плести их на продажу в качестве сувениров.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»