Выставка одного предмета

Дата создания: XX век

Материал: дерево

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. - 32,0 см; ш. - 3,3 см

 

 Бирка для подсчёта.JPG

 Бирка была обязательным атрибутом медвежьего праздника. Коренные сибирские народы отмечали его, когда добывали медведя.

У хантов охота на медведя была частью национального медвежьего праздника. Этот ритуал с древности и до XX века проводили коренные народы Сибири, в том числе и жители Тюменской области.

Медведя считали прародителем и тотемом, сыном верховного бога Торума. По верованиям, если медведь встает на задние лапы и открывает брюхо, то он сам сдается на милость охотника. Так в него перерождается кто-то из уже умерших родственников, который хочет отправиться на праздник — в гости к своим. Именно поэтому охотники верили, что не убивают медведя, а исполняют своеобразную просьбу умершего. Смерть ему не страшна, потому что он снова переродится.

Убитого медведя с большими почестями привозили в деревню, варили мясо в больших котлах, а снятую шкуру с головой и лапами клали на специальный помост. Голову животного украшали бусами. Перед медведем ставили специальное угощение из ягод и лепешек в берестяной коробке. Охотник сидел в стороне и говорил: «Это не я тебя убил, это другие тебя убили».

 

На медвежий праздник приглашали гостей. В честь убитого животного исполняли более двухсот песен и танцев, разыгрывали сценки. Мясо нужно было есть правильно — с соблюдением примет. Перед тем как приступить к трапезе, и гости, и хозяева мазали себе кончик носа углем и наносили угольную полоску на шею. Иногда во время этого ритуала они имитировали ворон и издавали каркающие звуки. Кроме того, на медвежьем празднике действовал ряд запретов. Например, женщинам не разрешали есть мясо из той части туши, которая находится выше пояса животного.

Одной из первых на празднике звучала песня от лица самого медведя: она повествовала о его небесном происхождении и о торжестве в честь него. Начало текста было таким: «У великого Торума-отца, где воды золотых ветров протекают, в доме его внутри, с бессильными руками, маленький зверь, с бессильными ногами, маленький зверь, я жил». Эту песню исполнял человек в специальном костюме. Считалось, что обряд проводят, чтобы медведь не обижался и снова возродился в природе.

При этом наносили первую зарубку на бирку для счета песен — это четырехгранный брусок из дерева, на одном его конце вырезали голову медведя. Специальными зарубками его делили на пять частей: они обозначали пять дней и ночей, в течение которых длился праздник. А на боковые грани наносили зарубки по количеству песен, сценок и танцев, которые исполняли на торжестве.

После праздника кости медведя хоронили в лесу. Череп животного вешали на дерево или заворачивали в платок и прятали в священном сундуке.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении