Выставка одного предмета

Дата создания: XX век

Материал: дерево

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. - 47,0 см; ш. - 5,5 см; дл.ручки - 15,0 см

Поступление в музей: от Рахимова Р.Х., г.Тюмень

ЛСИ ОФ-1062 Снеговыбивалка.JPG

Снеговыбивалка использовалась народами ханты для выбивания снега, инея из одежды. Её использование описано так: «Ночью пары дыхания и испарения тел оседают изнутри на мехе полога. Утром женщины снимают полог и дают ему промерзнуть на снегу в течение одного или двух часов; затем они выбивают иней из меха тяжелыми колотушками, а потом расстилают полог для сушки на земле или вешают его на дереве.

Колотушка для выбивания снега делается из дерева. Длина такой колотушки бывает от 50 до 70 см. Женщины при пользовании колотушкой высоко поднимают ее над головой и с силой ударяют по распростертой шкуре или одежде. Они действуют попеременно правой и левой рукой, быстро сменяя одну другой. В дом нельзя было заносить дополнительную сырость, а потому «перед входом в полог вся одежда, от шапки до подошв обуви, тщательно отбивается колотушкой, чтобы очистить ее от малейших следов снега, который, растаяв в тепле, может причинить излишнее беспокойство. Поэтому вечером, когда спальный полог был приготовлен к ночи, все стойбище оглашалось короткими ударами колотушек, обивающих одежду. Это продолжалось с полчаса, пока все обитатели, покончив с этим делом, не скроются в шатры».

Одежда отряхивалась таким способом регулярно. У ханты колотушки имелись двух типов – они делились на мужские и женские. Мужские, более массивные (лопатка с рукоятью и выгнутой лопастью), служили для сколачивания снега с сидения нарты, для раскапывания снега при осмотре мест для пастьбы оленей и при установке капканов. Женские колотушки служили для обивания снега с обуви и меховых вещей и имели мечевидную форму.

Снеговыбивалка считалась инструментом универсальным. Нередко снеговыбивалка, которая была всегда с собой, на поясе, выполняла функцию вырывания ямки, в которую закладывали дары духам. Сакральные функции снеговыбивалок не ограничиваются оберегом и помощью в принесении «даров духам»: после смерти «стряхивали грехи» с умершего. Часто служила снеговыбивалка и инструментом шамана. Можно полагать, что в древности именно она постепенно эволюционировала в отдельный инструмент – колотушку для шаманского бубна.

На поверхности снеговыбивалки имеется «глаз», сделанный сквозной прорезью, необходимой для подвешивания к поясу, так как это был обязательный предмет повседневного обихода.

Длина снеговыбивалки детерминируется антропологическими параметрами пользователя - высота человека, длина его руки, оптимальная амплитуда удара выбивалкой и др.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении