Время изготовления: ХХ век
Материал изготовления: прутья ивы
Способ изготовления: плетение, ручная работа
Размеры: в. (с ручкой) – 19,0 см; диам.- 22,5 см; в.корзины – 10,0 см
Предмет найден в заброшенном доме д.Шилова Уватского района
Плетеные корзины являются изделиями с богатой историей, наглядно демонстрируют путь развития из древности в современность.
В разные века этот предмет обихода нес в себе различные функции, однако, его основная символика оставалась неизменной. В изящном переплетении прутьев всегда виделась благосклонность природы к хорошему урожаю и ее готовность поделиться своими дарами с людьми. Глядя на плетеные корзины, можно восхищаться ловкостью и мастерством их создателей. Изготовление подобных изделий имеет более давнюю историю, чем производство тканей и керамической посуды. В те времена туеса и короба, предназначенные для транспортировки и хранения различных хозяйственных мелочей, изготавливались из ивовых прутьев, корней, камыша и травы.
Впервые плетеные корзины появились 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведенные археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. Интересным фактом является то, что за столько лет способ плетения не претерпел коренных изменений.
Жизнь древних людей сложно было представить без плетёной корзины! В ней хранилась добыча, рыба или дичь, собранный урожай, в плетёных сундуках хранилась провизия, одежда и сотня других предметов, необходимых в быту.
Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX веке. А в начале XX века ассортимент плетеных изделий просто поражал воображение. Из лозы плели всевозможную мебель, стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки, газетницы, коляски, дорожные принадлежности, сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, сани, корзинки, детские качели и игрушки. Наверное, не было такого предмета или утвари, которую бы в то время умельцы не смогли бы сплести из лозы.
Лозоплетением в России занимались практически повсеместно, где росла ива или можно было достать растительный материал, способный ее заменить.
Весной и осенью жители деревень вместе с кустарями резали ивовый прут. Весенние прутья очищали от коры, сушили в тени, потом вязали в пучки. Заготовленный материал хранился во дворе под крышей. Осенние прутья не очищались от коры и шли на плетение «зелёного товара», который ценился меньше и стоил дешевле.
Плести корзины кустари начинали обычно с октября, после того как управлялись со своими летними работами. Перед плетением сухой прут мочили в воде, после плетения изделия очищали, обрезали концы, а затем—белили, окуривая их серой.
Ива имела еще и другое — духовное — значение для русского народа. С давних времен образ ветвистой ивы — это одухотворенный образ частички живой природы. А веточка вербы (одна из разновидностей ивы) — символ веры, символ памяти об усопших. Ее срывали по христианскому обряду весной во время цветения в вербное воскресение и ставили в доме в красном углу — честь, оказанная не многим растениям. Ива охраняет своей торжественной задумчивостью священную память о погибших воинах на больших и малых мемориалах. Она украшает своей зеленью сады и парки, города и поселки.
Главные достоинства плетеных изделий из лозы — это экологичность, свойственная всем предметам ручной работы, крепость, легкость, характерный приятный запах. Лоза в изделии имеет свойство в течение трех лет приобретать красный оттенок. При бережном отношении к предметам быта они не теряют своих свойств два десятка лет. Природная чистота материала и высокие качества плетеной мебели делают ее все более востребованной. Она создает ностальгическую атмосферу уюта и благополучия дворянских усадеб минувшего века, а золотистое кружево ивовой лозы очаровывает своими умиротворяющими ритмами и словно защищает от стресса.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»