Дата создания: вторая половина XX века
Материал: металл, верёвка
Техника: литьё
Размеры: диам.- 20,0 см.; высота- 20,5 см.; дл. веревки- 29,0 см.
В музейных фондах колокол судовой золотистого цвета, литой, гладкий, традиционной формы. Состоит из цилиндрического, слабо расширенного тулова (юбки) и более широкой нижней части (вал, юбочка). В верхней части имеется металлическая петля, проушина, в которую вставлен металлический стержень и прикреплен к верхней части доски темно-коричневого цвета. К языку колокола привязана веревка. На внутренней части колокола имеется гравировка: "ОК 205, 1972, И622". Имеющийся колокол использовался на катере «Ярославец». Краеведческому музею колокол был подарен семьей Слинкина В.Ф.
Колокол применяется для комплектации судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах. Регистрация судна проходит только при наличии колокола.
Судовой колокол устанавливается на все суда длиной больше 12 метров. Он обязательно должен быть на судне, а порядок его использования прописан в Правилах предупреждения столкновения судов в море.
Судовой колокол как лицо корабля. Он всегда должен быть тщательно начищен. Это и голос, и душа судна.
Для громкого и мелодичного звона судовой колокол отливался из специального сплава: олова, меди и цинка. Иногда в этот сплав добавляли драгоценные металлы. В зависимости от соотношения металлов и рождается звук судового колокола. Опытные мастера меняют пропорции в составе сплава, чтобы придать своему судовому колоколу неповторимый «голос».
Судовой колокол стал такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал. На его звучании была завязана вся жизнь экипажа судна, его берегли как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы.
Сейчас уже многие называют судовой колокол «рындой». И мало кто обращает внимание на это заблуждение.
Термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — особый звон, три коротких, отрывистых удара, следовавшие один за другим, в полдень. Таким образом, выделяли звоном смену корабельной вахты.
Хорошая морская традиция – отмечать текущее время ударами в судовой колокол - сохранилась до наших дней.
Ещё на парусном флоте время измеряли с помощью песочных часов, которых «хватало» на полчаса. И каждые полчаса их приходилось переворачивать. Этот отрезок времени назывался «склянкой». И каждый переворот песочных часов сопровождался ударом судового колокола. Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами в судовой колокол каждые полчаса.
История возникновения выражения «бить рынду» уже, наверное, набила оскомину. Тем не менее, существует распространенная версия происхождения этого выражения. В петровские времена команды на флоте отдавались на английском языке. Вахтенный офицер давал команду часовому, стоявшему у судового колокола: «Ring the bell», т.е. «звони в колокол». В силу наших традиций, английский вариант быстро забылся, осталось лишь выражение «Рынду бей».
Интересные факты:
- Судовой колокол (рынду) на судне менять не принято, и, даже если судно изменяет название (смена судовладельца, порта приписки и прочие причины), на нем остается рында с прежним названием судна.
- Существует легенда, если судовой колокол звонил сам по себе - жди несчастье.
- В память об умершем на корабле моряке отбивали восемь ударов колокола, что означает «конец вахты». В английском языке до сих пор используется устойчивое выражение "Eight Bells" (восемь ударов в колокол), которое имеет примерное значение – «последние слова» или «некролог».
- В шторм матросы били в судовой колокол со всей силы, чтобы его звон был слышен как можно дальше. Этим звоном они старались отпугнуть морских чудовищ и одновременно оповестить встречные суда об опасности столкновения.
- Родившегося на судне во время плавания ребенка крестили под чистый и радостный звон судового колокола, а в отдельных случаях – и в самом колоколе.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»