Выставка одного предмета

Дата создания: вторая половина XX века

Материал: металл, верёвка

Техника: литьё

Размеры: диам.- 20,0 см.; высота- 20,5 см.; дл. веревки- 29,0 см.

Колокол судовой (корабельный).JPG

В музейных фондах колокол судовой золотистого цвета, литой, гладкий, традиционной формы. Состоит из цилиндрического, слабо расширенного тулова (юбки) и более широкой нижней части (вал, юбочка). В верхней части имеется металлическая петля, проушина, в которую вставлен металлический стержень и прикреплен к верхней части доски темно-коричневого цвета. К языку колокола привязана веревка. На внутренней части колокола имеется гравировка: "ОК 205, 1972, И622". Имеющийся колокол использовался на катере «Ярославец». Краеведческому музею колокол был подарен семьей Слинкина В.Ф.

Колокол применяется для комплектации судов, плавучих и стационарных сооружений на море, реках, озерах и водохранилищах. Регистрация судна проходит только при наличии колокола.

Судовой колокол устанавливается на все суда длиной больше 12 метров. Он обязательно должен быть на судне, а порядок его использования прописан в Правилах предупреждения столкновения судов в море.

Судовой колокол как лицо корабля. Он всегда должен быть тщательно начищен. Это и голос, и душа судна.

Для громкого и мелодичного звона судовой колокол отливался из специального сплава: олова, меди и цинка. Иногда в этот сплав добавляли драгоценные металлыВ зависимости от соотношения металлов и рождается звук судового колокола. Опытные мастера меняют пропорции в составе сплава, чтобы придать своему судовому колоколу неповторимый «голос».

Судовой колокол стал такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал.  На его звучании была завязана вся жизнь экипажа судна, его берегли как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы.

Сейчас уже многие называют судовой колокол «рындой». И мало кто обращает внимание на это заблуждение.

Термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — особый звон, три коротких, отрывистых удара, следовавшие один за другим, в полдень. Таким образом, выделяли звоном смену корабельной вахты.

Хорошая морская традиция – отмечать текущее время ударами в судовой колокол - сохранилась до наших дней.

Ещё на парусном флоте время измеряли с помощью песочных часов, которых «хватало» на полчаса. И каждые полчаса их приходилось переворачивать. Этот отрезок времени назывался «склянкой». И каждый переворот песочных часов сопровождался ударом судового колокола. Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами в судовой колокол каждые полчаса.

История возникновения выражения «бить рынду» уже, наверное, набила оскомину. Тем не менее, существует распространенная версия происхождения этого выражения. В петровские времена команды на флоте отдавались на английском языке. Вахтенный офицер давал команду часовому, стоявшему у судового колокола: «Ring the bell», т.е. «звони в колокол». В силу наших традиций, английский вариант быстро забылся, осталось лишь выражение «Рынду бей».

Интересные факты:

- Судовой колокол (рынду) на судне менять не принято, и, даже если судно изменяет название (смена судовладельца, порта приписки и прочие причины), на нем остается рында с прежним названием судна.

- Существует легенда, если судовой колокол звонил сам по себе - жди несчастье.

- В память об умершем на корабле моряке отбивали восемь ударов колокола, что означает «конец вахты». В английском языке до сих пор используется устойчивое выражение "Eight Bells" (восемь ударов в колокол), которое имеет примерное значение – «последние слова» или «некролог».

- В шторм матросы били в судовой колокол со всей силы, чтобы его звон был слышен как можно дальше. Этим звоном они старались отпугнуть морских чудовищ и одновременно оповестить встречные суда об опасности столкновения.

- Родившегося на судне во время плавания ребенка крестили под чистый и радостный звон судового колокола, а в отдельных случаях – и в самом колоколе.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении