Дата создания: первая половина XX века
Место изготовления: с. Осинник
Материал: дерево, металл
Способ производства: ручная работа
Размеры: дл. - 70,0 см; ш. - 27,0 см; в. - 35,0 см
Санки детские изготовлены из дерева. Состоят из двух полозьев, концы которых изогнуты вверх и назад, двух брусков-нащепов и трёх поперечных брусков, соединяющих полозья. Каждый полоз представляет собой брусок, стёсанный с двух сторон топором. В каждом полозе сделаны отверстия, в которые вставлены прямоугольные копылья, имеющие с двух концов выступы – шипы меньшего размера. Верхние шипы копыльев вставлены в прямоугольные в сечении бруски-нащепы. Всю конструкцию фиксируют три горизонтальных бруска, вставленных в паз. Корпус санок соединяют тонкие металлические пластинки, присоединённые гвоздями.
Изготовление деревянных полозьев для саней являлось самой трудоемкой частью работы при создании и требовали определенных навыков и сноровки. В первую очередь, надо было выбрать дерево, из которого впоследствии выгибали полозья. В изготовлении русских саней использовали дуб, ясень, березу, вяз, черемуху и липу. Черемуха считалась самой мягкой из деревьев, вязкой и хорошо гнулась. Дуб был самым твердым из всех, поэтому требовал более длительного выпаривания и был капризен в работе. Береза для саней должна была быть срублена весной, когда она сочнее всего. Полозья, нащепы и копылья заготавливали летом и осенью. При подготовке древесины следовало учитывать, приобрело ли дерево эластичность. Чаще всего дерево несколько часов держали на пару. Некоторые мастера пропаривали его в бане, а другие вымачивали в воде по несколько месяцев. Кто-то даже подолгу кипятил. Ещё существовал метод запаривания дерева в собственном соку. Заготовку заворачивали в кору и укладывали на 2-3 часа в тлеющий костёр, после чего делали сгибание в нужном месте.
Возраст самых древних саней-находок относят ко II тысячелетию до нашей эры.
Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.
Само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также «возила», «дровни», «каптана» и «избушка». В сущности, это те же сани.
В древнерусских летописях сани упоминаются с 9 века. Они были самым древним средством передвижения не только на Русской земле, но и в южных странах.
Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы. Детские масленичные санки назывались в старину на Руси «чунки». На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщим весельем. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится в этом году лен.
Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.
После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»