Выставка одного предмета

Дата создания: первая половина XX века

Материал: металл

Способ производства: ручная работа

Техника: кузнечная ковка

Размеры: дл. - 27,3 см; в. - 4,5 см

Место, дата и автор находки: д. Лебаут, заброшенный дом.

topor.JPG

Топор изготовлен из цельного куска железа способом ручной ковки. Представляет собой вытянутый железный брусок подтреугольной формы, плавно уплощающийся и расширяющийся у обуха к рабочему краю. У одного топора обух представляет собой кольцо из железной полосы, а у другого - вытянутый треугольник из железной полосы.

Топором выполняли подавляющее большинство всех строительных работ. В крестьянском доме, где могло ничего не быть, топор обязательно имелся.

Первый топор человек сделал из камня, удачно расколов его. Позднее мастера неолита стали не колоть, а шлифовать камни, чтобы зубило получалось более острым и равномерным. Такие клиновидные топоры археологи называют «кельтами». Делали их из разных видов камня: нефрита, жадеита, порфирита. Лезвия не просто шлифовались, но и полировались, чтобы добиться серьёзной остроты. Тогда же стали применять поперечное крепление зубила на рукоятке. Такие топоры получили название «тесло».

Слово «топор» - тюркского происхождения, оно пришло на Русь вместе с татаро-монгольским нашествием и заменило собой русское слово «секира». Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. В «Курсе плотничных работ...» , выпущенном в 1906 г., представлен «поперечный» топор, предназначенный также для «обтески бревенчатых стен», прямое лезвие которого было развернуто перпендикулярно относительно топорища (по сути дела получилось уширенное тесло с плоским лезвием). Современные практикующие плотники-реставраторы предполагают, что таким топором отесывали только «круглые» углы в интерьере, потому что вертикальные поверхности стен отесывать им неудобно. Кроме того, после обработки таким топором вертикальная поверхность стен остается неровной, с крупными волнами, которые приходилось бы за несколько заходов убирать скобелем и рубанком.

Тесло – инструмент достаточно близкий к «потёсу». Теслом пользовались для выравнивания горизонтальной и криволинейной поверхностей. В первом случае использовали тесло в форме кирочки, во втором – желобчатое. Этот инструмент мог также использоваться для выемки пазов и всякого рода фасок в бревнах и брусьях.

Тесло имеет длинное и прямое топорище, а лезвие не только развернуто перпендикулярно относительно топорища, но и имеет полукруглое сечение, в виде черпачка. Теслом вытесывали на бревне вдоль его волокон желоба разных размеров (например, неглубокий паз в бревне, предназначенном к укладке в стену, или глубокий водосточный желоб), выполняли участки плавного перехода от круглого бревна к брусу у оконных и дверных проемов, отесывали после топора «круглые углы» в интерьере и другие криволинейные поверхности. Пазник-тесло с нешироким плоским лезвием служил для окончательной, чистовой выемки лазов после вырубки паза начерно топором.

Топор никогда не втыкали в бревно, предназначенное для строительства, ведь тогда пропадал смысл плотного затесывания его поверхности. Вообще с бревнами, подготовленными к укладке в строение, т.е. окоренными (ошкуренными), отесанными и оскобленными, а также с готовыми деталями обращались очень аккуратно, предохраняя их от механических повреждений, загрязнений и т. п. Любой задир, затес или даже царапина – «ворота для инфекции». Это увеличивало вероятность биоповреждений древесины строительного элемента и, в конце концов, могло сократить жизнь всего строения.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении