Дата создания: XX век
Материал: металл
Способ производства: промышленное производство
Размеры: в. - 26,0 см; дл. - 28,0 см; ш. - 23,5 см
Место, дата и автор находки: д. Родина, заброшенный дом
Керогаз представляет собой предмет квадратной формы, состоящий из двух частей: верхней и нижней. Нижняя часть имеет форму четырёхугольника со слегка заоваленными со всех сторон углами. В центре расположена керосиновая горелка для подачи огня. С одной боковой стороны к горелке прикреплена круглая в сечении трубка. На конце этой трубки приварена круглая тарелка с невысокими бортиками. Трубка и тарелка выходят за пределы формы керосинки. Верхняя часть крепится на вертикальные металлические уголки, к которым приварен четырёхугольник с углами и круглой выемкой посередине, на которую ставилась посуда для приготовления пищи. Сохранность экспоната – коррозия металла.
Керогаз появился в 30-е годы XX века. Предназначен для приготовления пищи, кипячения воды и других действий, предусмотренных инструкцией.
На металлической раме, напоминающей табурет, смонтированы кольцеобразный поддон, питательная трубка с горелкой и газосмеситель. Имеет фитиль, но в отличие от керосинки, горючая смесь образуется в газосмесителе, который установлен непосредственно на горелке керогаза. В горелке располагается и фитиль, имеющий кольцевую форму.
Керогазы выпускались двух модификаций:
- тип I имел неподвижный асбестовый фитиль – керосин подавался самотёком из вынесенного в сторону бачка;
- тип II имел хлопчатобумажный фитиль и фитилеподъемный механизм.
Выпускались они одно- и двухконфорочные, с асбестовым или хлопчатобумажным фитилём, настольные. Мощность керогаза с хлопчатобумажным фитилем в два раза меньше, чем с асбестовым. Так, керогаз с асбестовым фитилем расходовал 180-190 г керосина в час, 4 литра воды закипали за 30-35 минут. С хлопчатобумажным фитилем расходовалось 80 г керосина (чуть больше примуса, но меньше керосинки), а 4 литра воды закипали через 55 минут. Керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Кроме того, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка. На этом скромные преимущества керогаза и кончались. На самом деле он был «дорогим удовольствием», потому что стоил втрое дороже керосинки и был сложнее в управлении.
Керогаз сочетает в себе особенности принципов работы примуса – бесфитильное горение испаренного жидкого топлива – и керосинки – подъём жидкого топлива в зону испарения фитилем. Испарение керосина из фитиля происходит в процессе разогрева пламенем сеток газосмесителя, в котором его пары смешиваются с воздухом. В отличие от керосинки, где пламя образуется непосредственно на кончике фитиля, в керогазе фитиль находится в зоне недостаточного количества свежего воздуха, поэтому горения на нем не происходит, а испарившийся с фитиля керосин засасывается возникающей тягой в газосмеситель. Образуется горючая смесь, которая бесшумно сгорает бездымным голубоватым куполообразным пламенем с высокой температурой. Однако для запуска холодного керогаза в работу (розжига) газосмеситель снимают и поджигают керосин непосредственно на фитиле, после чего устанавливают газосмеситель на место. Пока газосмеситель не нагрелся до рабочей температуры, жёлтое коптящее пламя горит на фитиле как в керосинке, однако его мощность мала и достаточна только для разогрева газосмесителя. Когда температура сеток газосмесителя становится достаточной для горения на нем паров керосина, не полностью сгоревшие на фитиле пары воспламеняются уже в газосмесителе, что резко меняет картину воздушного потока и фитиль оказывается в обедненной воздухом зоне. В итоге пламя на нем гаснет и переходит в газосмеситель.
Резервуар для керосина съемный, его заправка происходит через отверстие, закрытое крышкой с игольчатым клапаном. После заправки резервуар переворачивается «вниз крышкой», устанавливается на место, игольчатый клапан открывается и в автоматическом режиме поддерживает нужный уровень топлива в кольцеобразном поддоне, не допуская его повышения.
Интенсивность горения (высота пламени) регулировалась либо винтом (фитилеподъемным механизмом), либо уровнем наклона бачка, из которого подавался керосин.
Конкурентами керогаза выступают примус, керосинка и газовая плита.
Главное преимущество керогаза перед примусом – практически бесшумная работа. Примусы даже с так называемыми «бесшумными горелками» все равно достаточно сильно шумят. Керогазы практически не дают копоти. У керогазов нет риска засорения горелки из-за ее большой площади. По сравнению с примусом у керогаза отсутствует избыточное давление в бачке с керосином, что исключает возможность взрыва бачка, случавшегося при неправильной эксплуатации или износе примуса. Однако у керогаза бачок с керосином стоит расходным отверстием вниз. В случае если бачок прохудится и станет сообщаться с атмосферой, керосин свободно вытечет, что может привести к пожару. Примус при равной мощности значительно компактнее керогаза, так как движущей силой для подачи топлива в горелку в примусе является избыточное давление воздуха в резервуаре, а в керогазе – капиллярный эффект в фитиле, который не способен создать столь мощного потока топлива. Керогаз разжигается дольше примуса, крупный газосмеситель керогаза прогревается 5-7 минут и даже слабый сквозняк в помещении способен нарушить тягу в газосмесителе и погасить пламя. Керогаз после прекращения подачи керосина гаснет не сразу, а в течение 3-5 минут пока в чашке горелки не закончатся остатки керосина. Гасить керогаз снятием газосмесителя чрезвычайно опасно – облако паров керосина неизбежно воспламенится в окружающем пространстве. Керогазы требуют установки на устойчивую горизонтальную поверхность, так как наклоны корпуса могут вызвать пролив керосина из горелки и возникновение пожара. По причине перечисленных особенностей примусы удобнее для туристов, а керогазы – для домашнего применения.
По сравнению с газовой плитой керогазу не нужен газовый баллон под давлением, поэтому нет риска его взрыва. В ряде случаев перевозка, хранение и эксплуатация газовых баллонов может быть ограничена, а керогаз можно взять в дорогу пустым, и топливо найти уже на месте. Однако керогаз в целом более пожароопасен, чем газовая плита.
Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы, появившись в конце 30-х годов, действовали вплоть до середины 50-х и даже в 60-е годы.
Готовить на керогазе – дело утомительное. Но и тут нельзя было спешить. Возня с запачканными керосином и копотью частями, их съём и постановка диктовали необходимость после всех этих манипуляций тщательно мыть руки теплой водой с мылом, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось.
С середины 1980-х годов эксплуатация керогазов (как и примусов, и керосинок) стала затруднительной по причине отсутствия пригодного для них топлива. Исчерпание запасов нафтеновых нефтей сделало невозможным получение чистого керосина прямой перегонкой. Пришедший ему на замену авиационный керосин содержит большое количество присадок, которые, не сгорая полностью, отравляют атмосферу токсичными веществами и вызывают образование золы, засоряющей фитиль керогаза. В качестве топлива для керогаза можно использовать и дизельное топливо (по этой причине современные приборы получили торговое название «Солярогаз» или «Дизельгаз»), но проблема неполного сгорания присадок при этом сохраняется.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»