Дата создания: 80 - е годы ХХ века
Место изготовления: с. Уват
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать, фотопечать ч/б
Размеры: 18,1 х 23,8 см
Фотография прямоугольной формы, глянцевая. На снимке - комсомолки на уборке картофеля в совхозе «Уватский». Позади девушек травяное поле, сетки и мешки с прибранным овощем. Девушки одеты в рабочие вещи, одна – в перчатках, держит клубни картофеля, задумчиво смотрит впереди себя.
На лицевой стороне фотографии отмечается наклейка из бумаги, следы клея. На оборотной стороне имеется надпись, выполненная простым карандашом: «к-цы на уборке карт. в с-зе Уватский», тёмные пятна, отверстия от кнопок.
Современную молодежь любят ругать, а вот советскую, напротив, хвалить. Они и на картошку ездили, и в субботниках участвовали с удовольствием, и даже за экологию боролись! Современные молодые люди понятия не имеют о том, что для изображенных на фотографии студентов было в порядке вещей. Сейчас девушки и юноши хватаются за голову, если им предложишь нечто подобное.
Долгие годы Советский Союз был сельскохозяйственной страной. Школьников, студентов, служащих отправляли на «картошку». Главной же силой на уборке урожая в деревнях и сёлах огромной страны были студенты, именно с этого и начиналось их высшее образование, ведь это был целый период жизни студентов второго и третьего курсов, когда их на целый месяц засылали в какой-нибудь уголок подальше от цивилизации, на помощь местным жителям в борьбе за урожай. Студентов нередко направляли в «колхоз» с начала сентября до начала октября.
Этот месяц в деревне был самым незабываемым: одни помнили тяжелую работу, стычки с местными и постоянное чувство голода, другие – футбольные матчи «студенты против колхозников», борьбу за почетное звание «Мисс Борозда», концерты, которые студенты всегда устраивали для местных и «колхозные» песни под гитару у костра.
Поездки «на картошку» были важной составляющей советской романтики, ведь под этим словом на самом деле скрывается куда больше, чем просто уборка клубнеплодов в совхозах и колхозах... Там находили друзей и любимых, одни пары оставались вместе на всю жизнь, для других всё оставалось приключением. Кроме того, именно «картошка» помогла ребятам лучше узнать друг друга, увидеть каждого в новой обстановке и с неожиданной стороны. Живя в общих условиях, студенты находились в равном положении, а неформальная обстановка способствовала налаживанию нормальных отношений даже с теми, кто в иных условиях слыл недотрогами и утонченными интеллигентами.
Перед поездкой на картошку в институте студентам раздавали памятки: «Возьми с собой: сапоги, дождевик, телогрейку, шерстяные носки, резиновые и хлопчатобумажные перчатки». Телогрейка обычно была приобретена в магазине «Рабочая одежда», к телогрейке - резиновые сапоги, на теплые дни брали брезентовую куртку-штормовку и кеды, на голову - панамку от жары или вязаную лыжную шапку от холода. На дискотеку надевали свитера, брюки или джинсы (у кого уже имелись), самосшитые мини-юбки...
Жили студенты или в домах колхозников, бараках, или в школьных спортзалах на старых панцирных койках. Удобства на улице. Еда самая незамысловатая: на ужин картошка или макароны с тушенкой, деревенская сметана с борщом. К концу месяца от такой «диеты» все становились упитанными, лица лоснились, как блины. Любители сладостей покупали слипшиеся карамельки в местном сельмаге, которые разлетались на ура, девчонки делали себе бутерброды с повидлом, на которые в обычной жизни даже не посмотрели бы. Ничего – потом лишние килограммы быстро сходили от питания в студенческих столовых.
Уборка урожая - тяжелый труд, а рабочий день редко продолжался по восемь часов, обычно работать приходилось от рассвета до заката: надо было успеть все сделать до снега, на одного студента в среднем приходился гектар картофельного поля. И вот ребята по 10-12 часов проводили в обнимку с лопатой или наклонившись над бороздой. Сначала студенты падали вечером без сил и даже не ходили на ужин, а к концу месяца уже лихо острили: «Скорей бы утро да в борозду!». Но дискотека по вечерам – это было святое, как и езда на мотоциклах с «колхозниками». Иногда вечером показывали кинофильмы, нередко проводились «капустники» и конкурсы в формате КВН, но чаще всего отдых происходил неформально, с пением под гитару.
Иногда везло, и весь сентябрь стояла хорошая погода, но часто неделями шли нудные холодные дожди, и вот это было испытание! Земля раскисала под ногами, липла к доньям ведер и подошвам сапог, картофелины приходилось выбирать из грязи, перчатки промокали...
Месяц труда помогал студентам оценить свои возможности и способности, научиться переносить трудности и выработать терпение у одних или готовность выразить своё несогласие с ситуацией у других.
Выезды на картошку в нашей стране продолжались до середины девяностых годов, и постепенно ушли в прошлое вместе с колхозами, плановой экономикой и другими атрибутами советского прошлого. Как ни крути, а это был рабский труд, невозможный в свободном обществе. Ребята простывали, попадали в инфекционные больницы с пищевыми отравлениями - чего только не было. Но многие люди, которым сейчас плюс-минус пятьдесят лет, чья юность пришлась на годы распада Союза, все равно вспоминают про «картошку» со светлой грустью - была молодость, было счастье, и любовь была. И жизнь тогда происходила совсем другая, и страна была другой.
Сейчас даже не представляется возможным, как была бы воспринята идея отправить студентов в добровольно-принудительном порядке на 30 дней в село, в грязь и сырость… Наверное, этого просто не поняли бы.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»