Выставка одного предмета

Дата создания: Первая половина XX века

Материал: железо

Способ производства: кустарное производство

Техника: кузнечная ковка

Размеры: дл. - 20,3 см; ш. - 5,7 см

 

343Сковородник.JPG

1001Сковородник.JPG

Сковородник представляет собой приспособление для захватывания края сковороды. Рабочая часть скована из двух железных пластин. Первая имеет форму вытянутого прямоугольника, один конец которого загнут во втулку, а второй расплющен в виде лопаточки. Ещё одна пластина железа пошла на изготовление широкого плоского в сечении крючка, нависающего над лопаткой и предназначенного для захвата края сковороды.

Также сковородник может состоять из деревянной ручки и рабочей части. Рабочая металлическая часть в этом случае представляет собой полосу, округло расплющенную с одного края и плоскую с другого. Концы этого плоского края свёрнуты в конусовидную втулку. На округлом крае рабочей части имеется крюкообразный выступ для захвата посуды. Ручка представляет собой круглую в сечении неровную палку. Один конец палки вставлен во втулку рабочей части, которая прикреплена к ручке металлическим гвоздем.

Сохранность малого сковородника – покрыт ржавчиной, во втулке имеется обломок деревянной ручки. На металле второго сковородника ржавчина, на ручке сажа, рабочая часть закреплена на ручке неплотно.

Использовались такие сковородники для переноски и перемещения металлических сковород и другой печной посуды с низкими стенками. Малый сковородник передала в пользование музею Мухина Светлана.

В народе сковородник имел различные названия, такие как блинник, выхватень, дежка, емки, загнётка, клюка, клюшка, крюк, лепёшечник, насковородник, пашник, печальник, печелюжник, подчапельник, цапальник, цапля, чапела, чапельник, чаплик, чапляник.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля слово «чапельник» употреблялось в Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Калужской, Тверской, Смоленской (чепела) и Нижегородской (чапляник) губерниях России, и происходит от диалектного слова чапать, означающего «цапать, хватать, брать».

Д.Н. Ушаков в «Толковом словаре русского языка» определяет сковородник как насаженную на рукоять железную лопаточку с плоским крюком над нею, служащую для захватывания и поднимания горячей сковороды. Сковородники, также как ухваты и кочерги, изготавливали в кузнице. Более поздние сковородники – цельнометаллические или с короткими деревянными рукоятками, предназначенные для снятия сковороды с плиты – изготавливали на заводах методом штамповки.

Сковородник представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для установки в печь.

 С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник (сковородник) и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки.

В русской печи готовили не только в чугунах и горшках, но и в сковородах. Так, например, на Масленицу любая хозяйка обязательно пекла блины, как на всю семью, так и для гостей, используя чугунные сковородки.  Для того, чтобы вытащить их из печи, нужно было специальное приспособление – сковородник.

Кроме использования сковородника по назначению он применялся в различных обрядовых действиях. В родильной обрядности служил оберегом при посещении роженицей бани; в свадебном ритуале во время снимания покрывала с невесты свекровь, подойдя к невесте со сковородником в руках и поднимая им шаль, выясняла: «Не крива ли молода, не слепа?» Широко применялся сковородник для очерчивания круга в различных гаданиях, особенно в святочных гаданиях о замужестве. В рождественскую полночь две девушки ходили «слушать» на перекрёсток дорог, беря с собой сковородник. Придя на перекрёсток, очерчивались сковородником «по солнышку», приговаривая: «Чёрт черти, к нам на глаза не показывайся». После чего слушали: стук топора предвещал смерть, звон колокольчиков – свадьбу. В другом варианте подобного гадания круг сковородником чертился под другие слова: «Сходитеся, все лесные, болотные, речные черти, покажите жениха. Скажите, выйдет или не выйдет Анна замуж». Слушали: не едет ли кто; если слышался стук копыт, кричали: «Едет, едет, – расходитесь, разъезжайтесь все, а то задавит вас». Затем «развораживались»: шли со сковородником в другую сторону, говоря: «Расходитесь, разъезжайтесь, все лесные, болотные черти. У нас чиста душа, освободилась». Считалось, что, если не «разворожишься», – могут задавить черти.

Во время гадания об урожае в первый день Рождества старик в чёрной рубахе садился на печной столб и говорил: «Иди, Мороз, кутью есть на чугунную борону с железным кнутом», что означало: если Мороз отведает кутьи, то будет что положить на сковороду (чугунную борону) и что вынуть из печи сковородником (железным кнутом).

Про сковородник в старину говорили: «Тётушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды да сковородничка, мучки да подмазочки; вода в печи, хочет блины печь...».

Загадывали и загадки: «Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный» (сковорода на горячих углях и сковородник).

Термин сковородник («чапельник») был известен уже в XVI-XVII вв.; этим предметом поднимали глиняные сковороды больших размеров с низким краем. В XVIII-XX вв. этим термином широко пользовались в Вологодской, Енисейской, Московской, Пермской, Псковской, Уфимской губерниях, в Карелии на Урале и в Сибири.

Современные модификации чапельников крепятся к посуде не только крюками, а ещё и зажимами, рычагами, кнопочными механизмами — каждый может найти приемлемый для себя вариант. Но в целом «хватательный» принцип их действия остался неизменным.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении