Материал: металл
Способ производства: промышленное производство
Размеры: диам. колеса – 40,0 см.; дл. рычага – 76,0 см.; 86,0х16,0
Плуг конный представляет собой сельскохозяйственное орудие для обработки почвы. Все узлы плуга смонтированы на раме. Корпус изделия состоит из стойки с закрепленным на ней лемехом, отвалом и полевой доской. Впереди корпуса размещен предплужник для снятия пласта почвы. Позади корпуса расположен нож для отрезания пласта земли. Опорой при работе корпуса являются колеса. Глубина вспашки регулируется высотой упряжного крюка.
На поверхности устройства отмечается ржавчина.
Плуг принадлежал Софонову В. – отцу Плюхиной И.В., был в использовании до середины XX века.
Плуг предназначен для перемешивания слоев земли, обогащения ее кислородом, избавления от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста.
Когда появилось сельское хозяйство, земля обрабатывалась вручную с помощью мотыг на мягких плодородных почвах.
Самые первые плуги представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закрепленный кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы.
Древними римлянами был изобретен отвал, который отбрасывал землю в сторону, погребая сорняки и остатки предыдущего урожая под слой земли, в то же время вытаскивая питательные вещества на поверхность.
Позже римляне поставили в передней части плуга колесо, позволявшее регулировать глубину хода плуга; и применили нож, размещаемый перед лемехом для разрезания почвы.
Отвалы делались из дерева в виде продолговатого четырехугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади – к подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Из-за сильного прилипания земли к дереву позже стали делать отвалы из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность.
Во времена промышленной революции появились стальные плуги. Они были легче и прочнее, чем железные или деревянные. Первый стальной плуг изобрел американский кузнец Джон Дир в 1830-х годах. Дышло, крепившееся к упряжи животных, было приспособлено так, что колесо в передней части плуга катилось по земле.
Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шел вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление плуга, глубину борозды и руководил животными, тянущими плуг. Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидении на колесах, а плуг имел несколько лемехов.
В России плуг появился в лесостепной полосе уже в VIII-IX веках накануне образования Киевской Руси. Начало развития современного плуга относится к XVII веку. Первые металлические конные плуги появились в конце XVIII века. Заводское производство конных плугов в России началось в 1802 году.
На Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге в 1870 году впервые был выставлен оригинальный плуг В.И. Васильчикова. Этот плуг имел цилиндрический отвал значительной высоты и полевую доску с выступающим лезвием взамен ножа. Стоит даже отметить надёжность и простоту регулировки глубины вспашки. Этот плуг изготовлялся в мастерской Тамбовской губернии и служил образцом для других мастерских и кустарей. Плуг Васильчикова был распространен в Воронежской, Тамбовской и Орловской губерниях.
Огромную работу по созданию плугов выполнил А.Г. Павлов, организовавший в 1880 году в Смоленской губернии мастерскую по производству сельскохозяйственных машин. Его плуги резко выделялись среди других качеством изготовления и получили большое распространение в России.
Дальнейшее развитие конструкции плуга велось по пути замены прицепных плугов навесными и полунавесными, а также изменения ширины захвата плуга для более эффективного агрегатирования с тракторами. В 1973 году в сельском хозяйстве СССР насчитывалось 961 тыс. тракторных плугов общего назначения.
Плуг имеет несколько корпусов. Корпус плуга состоит из:
- лемеха – стальной части, отрезает слой земли;
- отвала – части, переворачивающей отдельный пласт;
- рамы;
- стойки, которая крепит лемех к раме;
- полевой доски, которая стабилизирует плуг.
Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки.
Современный оборотный плуг состоит из следующих узлов: рамы, левооборачивающих и правооборачивающих корпусов, углоснима, механизма оборота, навесного устройства, опорного колеса, предохранителей корпусов и гидросистемы.
Разделяются современные плуги на следующие группы:
- по типу рабочих органов – на лемешные и дисковые;
- по роду тяги – на тракторные (навесные, полунавесные и прицепные), конные и канатные;
- по числу рабочих органов – на одно-, двух- и многокорпусные;
- по назначению – для основной вспашки (общего назначения) и специальные;
- по способу вспашки – на бороздные, работающие всвал и вразвал (с образованием свальных гребней и разъёмных борозд) и для гладкой пахоты.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»