Выставка одного предмета

Дата создания: конец ХIХ - начало ХХ веков

Материал: дерево, металл

Способ производства: ручная работа

Техника: чеканка

Размеры: в. - 31,0 см; ш. - 26,7 см.

2079Богоматерь.JPG

В собрании музея находится икона «Тихвинская Божия Матерь», изготовленная из дерева и металла. Изображение Богородицы и младенца на дереве заключено в металлический оклад. Икона состоит из средника и окантирующего поля. В свою очередь окантирующее поле выполнено в технике резьбы: с трёх сторон нанесены геометрические фигуры, на нижней – надпись на старославянском языке. Внутри средника расположен погрудный образ Богоматери в традиционном одеянии, голова слегка наклонена к младенцу, правая рука поднята вверх. Младенец, сидя на руках матери, держит правую руку в благословляющем жесте.

Икона относится к XIX – началу XX века и является одной из наиболее почитаемых православных икон, посвященных Богородице. Экспонат коллекции имеет осыпь красочного слоя с утратой верхнего края металла.

В «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» появление этого образа датируется 1383 годом. Согласно рукописям, «светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.

Образ «Богоматерь Тихвинская» относится к иконографическому типу под названием «Одигитрия». Его характерной особенностью является обращенность Пресвятой Девы и Младенца Христа друг к другу.

Тихвинская икона Божьей Матери – одна из почитаемых чудотворных икон в православной церкви. По преданию её написал святой апостол и Евангелист Лука. В V веке икону перенесли из Иерусалима в Константинополь, где для нее построили Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Чудского озера, вблизи города Тихвин. На месте явления иконы возвели деревянный храм в честь Успения Богородицы. Позже по велению великого князя Василия III вместо деревянного построили каменный, а в 1560 году по приказу царя Ивана Грозного  при храме устроили мужской монастырь. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив город Новгород, не раз пытались уничтожить этот монастырь, но заступлением Божией Матери обитель спасли. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, где заключали мир со шведами. Впоследствии список принесли в Москву и поставили в Успенском соборе. Затем его направили в Новгород и поставили в Софийском соборе.

Царица Небесная – самая совершенная женщина со времен сотворения мира. Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. Предания приписывают создание иконы Тихвинской Богоматери евангелисту Луке. Он, вдохновляемый Господом, написал образ Приснодевы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса. Этот иконописный тип получил название Одигитрия, в переводе с греческого – «Путеводительница».

Некоторые исследователи относят Тихвинскую икону к  VIII столетию – периоду духовного владычества патриарха Генриха, ярого противника иконоборчества, охватившего Византию в этот период. Сторонники движения иконоборчества считали поклонение образам признаком идолопоклонничества, что противно духу истинного христианства. В результате действий фанатиков погибли тысячи бесценных икон, скульптур, фресок, алтарей и других религиозных символов, представляющих собой выдающиеся произведения искусства того времени. Именно с иконоборчеством, а также гордыней и многочисленными грехами византийцев и связано явление Богоматери в Тихвине. Впоследствии в Тихвине сосредоточился центр паломничества и поклонения божественной реликвии. К иконе съезжались как простые богомольцы, исповедующие новую веру, так и вельможи, в том числе и князья.

В течение многих столетий икона пребывала в Успенском храме при монастыре. Однако события 1917 года всё изменили: в России начались религиозные гонения, священников расстреливали, храмы и монастыри оскверняли и разрушали, иконы уничтожали. Тихвинский мужской монастырь был закрыт, но чудесная икона вновь избежала печальной участи: её передали в музей. Из запасников музея её извлекли во время немецкой оккупации, переправили в Псков, затем в Литву, Германию… Словом, в середине прошлого столетия образ Тихвинской Богоматери чудесным образом оказался в США, а конкретнее – в православном храме в Чикаго. Настоятель храма прямо указал в завещании: икона должна вернуться на родину, но только тогда, когда храм и монастырь будут восстановлены и освящены. Это произошло в 1995 году, а спустя девять лет Тихвинская Богоматерь вернулась на намоленное место. Икону везли в Тихвин через Ригу, Москву и Санкт-Петербург – по дороге ей воздавали почести сотни тысяч людей.

В Тихвин Божью Матерь доставляли спецпоездом, а в храм несли со всеми почестями, по дороге, усыпанной живыми цветами.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении