Выставка одного предмета

Дата создания: 70 - е годы ХХ века

Место изготовления: с. Уват

Материал: фотобумага

Техника: фотопечать ч/б

Размеры: 18,0 х 23,5 см.

1270-1В магазине обуви.JPG

На имеющемся в фондах музея снимке запечатлена Крылова Евдокия Петровна – продавец отдела «Обувь» магазина «Универмаг». Изображение продавца погрудное. Женщина одета в халат, из-под которого виден ворот белой водолазки.

За продавцом расположены полки прилавка, на которых размещены обувь и шляпы. Правая рука женщины лежит на одной из туфель.

Глянцевую фотографию прямоугольной формы в школьный музей передала Захарова Г.М. Имеются трещины на фотоэмульсии, порыв по краю.

В многолетней истории СССР обувь не отличалась разнообразием. В первую очередь изделия должны были стать практичными и прочными. До 1930-х годов изготовлением обуви занимались небольшие мастерские, но примерно в это же время стали появляться заводы, использующие импортное оборудование, в крупных городах.

Мужчины и женщины носили практически одинаковые ботинки, только разных размеров, а молодёжь ходила в спортивных тапочках или мягких сапожках. В начале 30-х годов в моду вошли галоши, считавшиеся практичной обувью – они недорого стоили и защищали дорогие ботинки от грязи и воздействия воды. Существовали модели с отделом под каблук и с креплением на кнопках.

В послевоенное время в Московском Доме моделей по подиуму расхаживали манекенщицы, обутые в красивые лакированные туфли на высоких каблуках. В магазинах такую обувь найти было невозможно. Большой удачей для женщины считалось купить лёгкие парусиновые тапочки, которые носили на протяжении нескольких лет и начищали зубным порошком для цвета. В середине 1940-х годов стали появляться ботинки с каракулевым мехом, обувь на широком семисантиметровом каблуке и многие другие модели. Следует говорить о том, что согласно стандартам тех лет, проклейка обуви не допускалась – применялась только прошивка.

Изделия конца 1950-х годов были прочными и долговечными, но крайне неудобными. Женщинам часто приходилось обращаться к сапожникам для доработки колодок и исправления погрешностей производителя.

Начало 1960-х годов ознаменовано эрой стиляг. Они ввели моду на яркую обувь с подошвой цвета манной каши (так выглядел каучук). У фарцовщиков (нелегальных предпринимателей, частных продавцов) летние босоножки, подчёркивающие стройные женские ножки, можно было купить за сорок рублей (что составляло половину средней зарплаты!) – не каждая женщина могла позволить себе такую обувь.

В начале 1970-х годов на полках магазинов уже можно было наблюдать продукцию братских народов – Югославии и Чехии. За таким товаром выстраивались огромные очереди, но в одни руки можно было купить не более одной пары. Прилавки разметались за несколько секунд, причем размер был неважен: маленькие туфли можно разносить, а большие – на вырост. В этот же период появилась реклама советской обуви, которая на экранах выглядела отлично, но в жизни была не самой удобной.

Детям и подросткам промышленность могла предложить кеды и сандалии. В кедах ходили практически все школьники, а сандалии передавались от старших к младшим. Подростки того периода не страдали от плоскостопия, несмотря на абсолютно плоскую подошву. А с целью защиты от плоскостопия медики рекомендовали носить кеды с толстыми шерстяными носками.

Мечта молодёжи начала восьмидесятых – кроссовки. Сначала они были доступны только тем, чьи родственники ездили в зарубежные страны, но перед Олимпиадой начался выпуск кроссовок по лицензии, и эта обувь стала более доступной. Кроссовки были удобными и практичными, поэтому носились круглый год под любую одежду.

Следует помнить мужские сандалии, популярные в 70-80-х годах – они производились из грубого материала, поэтому растирали ноги до крови. Считалось, что благодаря этому появилась «мода» надевать носки вместе с сандалиями (что мы можем наблюдать и в XXI веке).

Во второй половине 1980-х годов произошел упадок производства советской обуви – большинство донашивали старые запасы, а особо стильные носили «дутики» (невысокие сапоги, напоминающие угги).

В начале 1990-х рынок наполнила обувь из соседских стран. Кроссовки и туфли к этому времени перестали быть чем-то необычным и дорогим, а обувь отечественного производителя носили лишь представители старшего поколения и жители глубинки.

Обувь советского времени была из натуральной кожи, имела качественную строчку и отделку, была добротной, но в понимании современного человека большим разнообразием и эстетикой не отличалась.

Наверное, тем, кто помнит о всеобщем дефиците, трудно поверить, но в 1971-м году СССР по объёму производства кожаной обуви занимала первое место в мире! Но если говорить о выпуске обуви на душу населения (2,8 пары), то Советский Союз всё же отставал от некоторых развитых капиталистических стран.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении