Выставка одного предмета

Дата создания: конец ХIХ - начало ХХ веков, XX век

Материал: чугун, металл

Способ производства: промышленное и заводское производство

Техника: литьё

Размеры: в. с ручкой - 25,0 см; диам.горловины - 10,5 см; диам.дна - 6,9 см; в. - 22,0 см; диам. - 18,2 см.

коллаж рукомойник.jpg

Фонды музея представлены двумя экспонатами рукомойника.

Первый из них – рукомойник с двумя носиками, изготовленный из металла. Венчик округлой формы, широкий, плавно переходит в покатые плечики. Тулово широкое в средней части, слегка сужается книзу. Дно плоское. С обеих сторон тулова имеются фигурные носики, верхний срез оформлен в виде головы животного. Ниже венчика прикреплены ушки треугольной формы, в них вставлена дужка, представляющая собой тонкий округлый стержень. Поверхность предмета орнаментирована, с коррозией металла и серым налетом.

Такого вида рукомойники – это сосуды округлой формы с широким горлом, с одним или двумя рожками для слива воды. Они выполнялись из различного материала: из красной или желтой глины (в черноземной полосе России, где были развиты гончарные промыслы), из белой глазури с синим узором (Гжель, Московская губерния), чугуна (на Урале).

Во второй половине XIX века получили распространение жестяные рукомои, напоминающие по форме жестяные чайники с одним или двумя носками. Рукомои помещались обычно около печи, близ входной двери или ближе к устью печи. Летом рукомой выносился на крыльцо или подвешивался возле избы.

Второй экспонат – это цельнотянутый рукомойник со съёмной крышкой на кронштейне, с бачком, имеющим цилиндрические очертания стенок и коническую форму дна. Бачок украшен кольцевидными перехватами в верхней части. Крышка плоская и круглая. В нижней части рукомойника – «сосковый кран» – длинный цилиндрический стержень, с нижней стороны имеющий круглую головку. Массивный Г-образный кронштейн прямоугольного сечения имеет вертикальное колено, предназначенное для фиксации на стене. Поверхность рукомойника никелированная, имеются вмятины и тёмные пятна окислов.

Рукомойники использовались в качестве гигиенического приспособления: для умывания и мытья рук. Комплект утвари для умывания в старину состоял из сосуда для чистой воды и таза, над которым умывались. Сосуд для чистой воды имел два основных названия – «умывальница» (от глагола «умывати») и «рукомыя». С 1499 года в письменных источниках появляется название в мужском роде – умывальник и уже в начале XVIII века усваивается литературным языком.

«Рукомыя» и производное от него «рукомыец» известны лишь по религиозным текстам, поэтому с начала XVI века в письменности начинает активно употребляться слово «рукомойник». Рукомойниками служили вначале кувшины или кумганы. Рукомойник с крышкой и ручкой назывался «наливок».

В описи имущества в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря в 1684 году указано: «Над лоханью рукомойник с покрышкой медной на железной цепочке». Использованная вода стекала в деревянные лохани, упоминающиеся в исторических документах с XII века. Лохани, как и рукомойники, были разными: в богатых домах стояли дорогие металлические, у бедняков – деревянные. После XV века лоханки постепенно заменяются металлическими тазами. Рядом с ним обычно клали кусок чистой белой ткани – им вытирали лицо и руки после мытья.

Более поздние умывальники отливали либо из чугуна, либо из алюминия, иногда встречались медные или латунные. Казалось бы, рукомойник – вещь уходящей эпохи, а сколько интересного можно узнать и вспомнить.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении