Дата создания: 70-е годы XX века
Место изготовления: с. Уват
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать, фотопечать ч/б
Размеры: 14,7 х 19,8 см; 14,5 х 23,5 см.
На первой глянцевой фотографии прямоугольной формы запечатлен продавец отдела «Одежда» магазина «Универмаг» Захарова Людмила Вениаминовна. Она стоит за прилавком и упаковывает покупку. Бумагу для этого нарезАли заранее перед началом рабочего дня. За продавцом на стене рядами висит одежда: юбки, платья, халаты, пиджаки. На прилавках и в ящиках лежит товар. Работник торговли занята делом – рядом на столе лежат счёты, подготовлена упаковочная бумага. Продавец одета в тёмный халат, который является специальной формой работников универсального магазина 70-80-х годов 20 столетия.
Говоря о сохранности музейного предмета, следует отметить, что имеются заломы углов, царапины на фотоэмульсии, порывы, потёртости, пятна на лицевой и оборотной сторонах.
На второй глянцевой фотографии прямоугольной формы поясное изображение продавца отдела «Одежда» Богдановой Галины Николаевны. Работник торговли стоит в пол-оборота между прилавком и полками с товаром. Галина Николаевна одета в халат, являющийся спецодеждой тех лет; из-под халата выправлен вязаный воротничок свитера светлого цвета, на голове – вязаная шапка. Она приветственно улыбается в объектив. На полках партиями разложен товар стопками и в индивидуальных упаковках. В стороне висит шуба, а чуть ближе в пролёте висит светлое платье. Фотография имеет потертости по краям.
В нашем селе главным пунктом торговли был магазин «Универмаг», где одним из отделов был «Одежда», полки которого были заняты вещами.
Одежда времен СССР выпускалась по ГОСТу. Можно было приобрести всё необходимое, а вот красивую эстетичную ночную рубашку, симпатичный домашний халат, красивое женское нижнее бельё купить было практически невозможно. Тёплое женское бельё было представлено карикатурными трикотажными панталонами и грубыми шерстяными рейтузами булыжного цвета. Образцовыми были легендарные сатиновые мужские трусы и белые майки. Цветастые ситцевые или крепдешиновые платьица дополнялись «плечистыми» бесформенными пиджаками, шились костюмы с прямыми юбками и мужеподобными жакетами, тяжёлые массивные трапециевидные пальто.
На протяжении многих лет любимой одеждой советских женщин оставались платья. Летние – из цветастых тканей, в полоску, в горошек, в клеточку, а также с новомодными геометрическими и абстрактными рисунками. Тёплые – преимущественно из однотонной шерсти, часто с белыми кружевными или маленькими круглыми воротничками, с пластронами, отделанные аппликациями, шнурами, вышивками, с миниатюрными пуговками, застёгивающимися на воздушные петли и т.д.
Самыми доступными из легких тканей были ситец, набивной поплин и штапель. Выходные платья старались сшить из шёлка, крепдешина, креп-жоржета. Также популярны были юбки в складку, плиссировка, широкие клетчатые юбки, узкие юбки и женственные блузки. Многие женщины отдавали предпочтение костюмам, но хорошие костюмы являлись дорогим удовольствием.
Огромным спросом пользовалось импортное социалистическое бельё, которое стало появляться на прилавках магазинов. Особенно популярными были товары из ГДР – дедероновые чулки, дедероновые и вискозные комбинации, эластичные пояса для чулок, бюстгальтеры, отделанные кружевами.
Купальники отечественных производителей изредка радовали глаз покупателя, иногда в продаже появлялись модели из эластичного материала, но чаще были изделия из ситца или сатина.
Желающие модно одеваться шили вещи самостоятельно. Тканей в магазине было достаточно. Расцветки и узоры оставляли желать лучшего, но если постараться, то подходящий отрез можно было купить. Также одеться модно и индивидуально удавалось благодаря вязанию. С хорошей пряжей для вязания обстановка в стране была хуже, чем с тканями, поэтому дефицит и мода на вязаные вещи сделали продажу пряжи для выезжающих за рубеж граждан выгодным делом. Благодаря дефициту одежды большой популярностью пользовались статьи о том, как сделать наряд своими руками, переделать имеющуюся вещь, дополнив её новыми деталями. Тех, кто умел шить, выручали журналы с выкройками.
Советские модели одежды, радующие глаз, существовали в основном на подиумах, выставках, в журналах мод. Визуальная мода побеждала реальную. На страницы печатных СМИ попадало всё самое лучшее – то, что создавалось для рекламы, модных показов, выставок и прочего.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»