Выставка одного предмета

Дата создания: первая половина XX века

Материал: кожа, металл, пластик

Способ производства: фабричное производство

Размеры: ш.- 20,5 см; дл.- 28,0 см

коллаж Планшет.jpg

Планшет представляет собой сумку прямоугольной формы с несколькими отделами для документов. На лицевой стороне имеются кармашки для карандаша, циркуля, компаса, карман с клёпками. Сверху сумка закрывается длинной крышкой с металлической застёжкой. Планшет изготовлен из кожи тёмно-коричневого цвета, имеет округлые углы; все детали прошиты фабричной строчкой.

Сохранность экспоната удовлетворительная, имеются потёртости кожи и порывы нитей. Сумка принадлежала Свайкину Николаю Петровичу. В музей была передана Мартюшевым Фёдором Ивановичем, 1930 года рождения, бывшим жителем п. Черпия.

Для периода столетней давности слово «планшет» не совсем корректное: если быть точнее, в то время было два понятия – офицерская полевая сумка и палетка (в некоторых случаях вариант написания через «о»).

Сумка с палеткой стали частью амуниции командиров Красной Армии с 1 сентября 1923 года, после выхода приказа Революционного военного совета СССР о едином походном снаряжении №1936. Согласно приказу, сумка, изготовленная из кожи, состояла из четырёхугольной коробки, клапана, кармана, палетки (носимой внутри сумки), пластинки с гнёздами (носимой в кармане сумки), двух шлевок для прикрепления компаса, двух посильных петель и плечевого ремня с карабинами. Коробка сумки образована передней и задней стенками из плотной стойкой кожи с закругленными нижними углами и раздвижными боковыми стенками из одного куска эластичной кожи. Внутри сумка разделена брезентовой перегородкой (стенкой) на две части: узкую – для укладывания палетки и карты, и широкую – для полевой книжки, индивидуального пакета, полотенца и мыла. На передней стороне сумки имелся кожаный карман, служащий для помещения кожаной пластинки. Пластинка, вложенная в карман, прикреплялась язычком к передней стенке коробки при помощи латунной кнопки. На пластинке имелось девять гнёзд: одно – для перочинного ножика, одно – для циркуля, одно – для резинки, остальные – для карандашей.  Для застёгивания сумки на кармане прикреплялась латунная пластинка овальной формы с проволочной прямоугольной скобой, а на клапане сумки пробивались два продолговатых отверстия, обрамлённые с обеих сторон латунными пластинками. При застёгивании сумки скоба продевалась в одно из отверстий клапана, после чего в неё пропускался ремешок с латунным наконечником, пришитым верхним концом к наружной части клапана. Для надевания сумки на плечевой ремень предусматривались две петли из сложенных вдвое полос кожи, пришитые к её задней стенке. Для носки сумки на плечевом ремне вверху носильных петель имелись латунные полукольца. Полевая сумка подвешивалась с левой стороны на поясном ремне или при помощи плечевого ремня.

Несмотря на то, что технологии постоянно развиваются, без полевой сумки и планшета даже сейчас не обойтись офицеру. Как и раньше, он служит сейфом в полевых условиях для документов и письменным столом, на котором принимаются важные решения. По планшету и портупее сразу было понятно, что владелец из командного состава, что и делало его мишенью для противника. У простых солдат не было планшетов, им запрещено было носить с собой карты, а документы они хранили в нагрудных карманах гимнастерки. В полевых условиях командиры подписывали приказы, подкладывая полевую сумку. Фашисты хорошо разбирались в амуниции советской армии и поэтому целились, в первую очередь, в командиров. Многие офицеры надевали полевую сумку, когда шли на доклад к начальству. В целях маскировки был издан приказ о том, чтобы простые солдаты носили полевые сумки. Также было засекречено количество произведенных планшетов, чтобы враги не могли просчитать численность командного состава. Хранились изделия на кожевенных заводах и выдавались по мере надобности.

В русской армии начала XIX века по военной сумке можно было судить о чине её владельца и о принадлежности его к тому или иному полку. Ташка – прародительница офицерской полевой сумки (от французского tache – сумка) – была яркой и важной составляющей экипировки гусаров. Ташка представляла собой пятиугольный «карман» из кожи и сукна, её украшала богатая вышивка. У высших чинов расшивка делалась золотыми или серебряными нитками, у солдат и унтер-офицеров – белым или жёлтым шнуром. Изготавливали эти изделия на заказ специальные мастера. У каждого полка были ташки своей расцветки. Например, во времена Александра I в Белорусском, Сумском и Изюмском гусарских полках ташка была красного цвета с белой выкладкой и белыми инициалами под короной – «А I». Некоторые знатоки военной формы считают, что ташка – декоративный элемент экипировки гусара.

Полевая сумка того времени была объёмной – на «гармошке» из трёх складок – в ней помещалось больше предметов. Сумка с палеткой являлись частью амуниции командиров Красной армии, и наряду с ними в полный комплект снаряжения входили поясной ремень, два задних и два передних плечевых ремня, кобура для револьвера, револьверный ремень, чехол и шнур для свистка и прочее. Каждая деталь, количество креплений и кнопок тщательно оговаривались в официальном документе. Отличались только палетки для лётчиков – они были немного крупнее, так как имеющиеся карты в обычный формат помещались плохо. В наше время подход к военному обмундированию изменился – стали упрощать его – потому что численный состав армии резко возрос.

С окончанием Великой Отечественной войны планшеты стали ценными трофеями для детей, особенно когда доставались от отца или деда – тогда радости не было предела. Со временем полевая сумка и палетка вернулись к своему прежнему виду. Сумки для высшего командного состава армии потихоньку стали приближаться к портфелям – в них входит чуть ли не формат А3. Сейчас среди любителей исторических военных вещей и коллекционеров старые офицерские полевые сумки пользуются популярностью.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении