Дата создания: середина – вторая половина XX века
Материал: ткань, пластмасса, пластик
Способ производства: фабричное производство
Техника: шитье
Размеры: 54 р-р
В коллекции музея находится плоская фуражка круглой формы, изготовленная из ткани зелёного цвета. К тканевой части прикреплён чёрный пластмассовый козырёк, над которым вшита полоска тёмно-синего цвета. В центре синей полоски находится кокарда с изображением лаврового венка, красной звезды, серпа и молота. В месте соединения козырька и основной части фуражки – узкая полоска, прикреплённая с боковых сторон металлическими пуговицами. Внутренняя сторона прошита подкладкой, в центре которой пришит ромб с эмблемой фабрики (надписи стёрты).
На поверхности фуражки имеются отверстия – прогрызы, потёртости ткани, незначительное загрязнение.
Зелёная фуражка пограничника – это главный символ пограничной службы и гордости воинов границы России и СССР, а не просто часть военной формы. Фуражка по-прежнему является символом мужества, самоотверженности, преданности порученному делу, гордости за причастность к охране государственной границы.
Во все времена пограничники свято оберегали зелёную фуражку. В годы Великой Отечественной войны защитники рубежей Отечества берегли ее как святыню и надевали в самый ответственный момент, когда шли в бой. Вид этого головного убора деморализующе действовал на фашистских солдат и офицеров.
Сейчас в пограничных войсках повсеместно в форму одежды введены зелёные береты, но и фуражки никто не исключил из форменной одежды. Это своего рода символ стойкости и мужества защитников границ нашей Родины, символ элитных войск.
В период с 1855 до 1898 годов существенных изменений в покрое и расцветке формы чинов пограничной стражи не происходило. В 1893 году был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи, и министр финансов был назначен его руководителем. В 1901 году для его гражданского мундира была введена папаха со светло-зелёным верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. Светло-зелёным верх папахи стал у офицеров и у рядовых пограничной стражи.
1902 год можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки. В 1911 году фуражки этой расцветки были введены для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи – они носили такие фуражки и во время первой мировой войны.
Единая форма одежды советской пограничной охраны появилась в 1923 году. На следующий год была определена расцветка фуражек – цвет околыша для внутренней и пограничной охраны был выбран тёмно-синий, а для тульи фуражек бойцов внутренней охраны – краповый (тёмно-красный); для пограничной – светло-зелёный с малиновым кантом.
Обмундирование погранохраны отличалось от армейского также цветом петлиц и светло-зелёной окантовкой. Эту форму пограничники носили до 1938 года, когда её сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия – при сохранении традиционного зелёного цвета в петлицах и окантовке.
Знаменательный 1943 год вернул многие атрибуты дореволюционной русской армии и погоны как знаки различия. Введение погон для НКВД было осуществлено особым Указом Президиума Верховного Совета и приказом наркома внутренних дел. Пограничники имели на них зелёные просветы и окантовку, а генералы носили зелёные лампасы на брюках, зелёную окантовку обмундирования и погон, папахи с зелёным верхом и фуражки «пограничной расцветки».
В 1957 году – очередные изменения формы – она приближена к европейскому типу: тёмно-синие брюки были заменены брюками защитного цвета. Для повседневного ношения появились рубашки с галстуками и открытые френчи с карманами, повседневные погоны в виде хлястиков защитного цвета. Но известный октябрьский пленум ЦК КПСС 1957 года осудил деятельность Министра обороны маршала Жукова, в связи с которым приказ о новой форме одежды был «положен под сукно» и нарочито забыт, хотя никакими документами его не отменяли.
Приказ № 70 Министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды от 28 марта 1958 года в очередной раз сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава, но цвЕта фуражки проводимая реформа снова не коснулась.
Самые серьезные испытания для пограничной формы были в 1993-1994 годах, когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Если с дореволюционных времен высота четвертинок тульи фуражек составляла 43-55 мм, то в 1920-1930-е годы – меньше, а к 1993 году высота четвертинки достигла 85 мм, значительно увеличился и диаметр донышка. Указом Президента Российской Федерации 23 мая 1994 года рядовому составу погранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло-зелёными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства обороны стали украшать излишними орнаментами вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то на пограничной фуражке осталась кокарда прежних скромных размеров. Однако, сохранив цвет, фуражка изменилась по форме.
В 2003 году пограничная служба стала частью ФСБ России, что привело к введению новой формы в 2008 году, включая изменение цветовой гаммы фуражки: тулья осталась зеленой, но кант стал васильковым – в цвет органов государственной безопасности.
Таким образом, зелёная фуражка пограничника продолжает быть главным символом пограничной службы, и это обозначение имеет богатую историю и значимость для всех, кто служил на государственной границе. Символ не только отличает их от других военнослужащих, но и обозначает их преданность и служение Родине. Граница не знает отдыха, и пограничникам предстоит ещё много работы, так что фуражке рано отправляться на покой: она будет продолжать служить вместе с воинами границы, защищая покой страны.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»