Дата создания: 70 - е г. ХХ века
Место изготовления: с. Уват
Материал: фотобумага
Техника: фотопечать, фотопечать ч/б
Размеры: 24,0 х 18,3 см
В коллекции музея имеется глянцевая фотография прямоугольной формы, наклеенная на альбомный лист, с запечатлёнными работниками аптеки во время Первомайской демонстрации. Девушки одеты в плащи, в руках держат ветки, украшенные белыми цветами, и воздушные шары.
На оборотной стороне фотографии надпись, выполненная чёрной пастой: «Первое мая. Работницы аптеки с. Уват: 1. Низамова Нина Константиновна 2. Белкина Елизавета Петровна».
Сохранность экспоната удовлетворительная, отмечается общее пожелтение, деформация, царапины и потёртости. Автор снимка – Низамов Алексей Андреевич.
Жизнь коллектива аптеки села Уват всегда была насыщенной и интересной – занимались профориентацией, проводили экскурсии для школьников, в ходе которых успешно знакомили с профессией фармацевта. Молодой коллектив не оставался в стороне от тех событий, которые происходили в стране, районе и в нашем селе.
Здесь следует отметить, что 70-80-е годы XX века отличались высокой политической активностью, в том числе молодежной. Развивались комсомольско-молодежные движения в различных отраслях. Так, совместно с врачами, коллективом аптеки была создана бригада по обслуживанию строителей газо- и нефтепроводов отдаленных населенных пунктов, которая выезжала с продажей медикаментов, медицинским обслуживанием и оказанием лекарственной помощи.
Активность коллектива аптеки не осталась без внимания, поэтому в 1975 году ему было присвоено звание комсомольско-молодежного коллектива, что являлось стимулом для ответственного выполнения поставленных задач. Уже в 1981 году коллектив аптеки становится победителем социалистического соревнования, посвященного XXXI Районной комсомольской конференции, и победителем социалистического соревнования коллективов предприятий.
Специалисты аптеки принимали участие во всех проводимых мероприятиях, в том и числе и в первомайском шествии.
Следует отметить, что Первое мая в СССР отмечалось широко и красиво – рисовали плакаты с лозунгами «Мир! Труд! Май!», «Да здравствует 1 мая!», делали огромные гвоздики из гофрированной бумаги. Детям, участвующим в параде, шили национальные костюмы. Девочкам вплетали красные ленточки в косички. На лацканы пальто и плащей с помощью булавки крепили красные бантики. Взрослые в руках несли флаги и живые гвоздики, или портреты руководителей партии (последний пункт был серьезным достижением, так как доверялось только передовикам производства).
История празднования Первомая берет начало задолго до Октябрьской революции.
1 мая 1886 года американские рабочие впервые в истории организовали массовую забастовку по всей стране с требованием восьмичасового рабочего дня (продолжительность рабочего дня тогда составляла 12-15 часов) и повышения заработной платы. В забастовке участвовало 350 тысяч американских рабочих, но центром рабочего движения стал Чикаго (здесь в забастовке участвовало около 40 тысяч рабочих). Акция закончилась столкновением с полицией.
В июле 1889 года Парижский конгресс Второго интернационала объявил первое мая днём солидарности трудящихся всего мира и предложил отмечать его демонстрациями и выдвижением социальных требований.
Мало кто знает, что отмечали Первое мая задолго до прихода к власти большевиков, а сам праздник придумали в Москве. Но имел он совсем другой смысл и история праздника отсылает нас к временам правления Петра I.
Традицию начали в XVIII веке немцы, которые проживали в московской слободе, – у них на родине существовал праздник под названием «День майского древа», который ознаменовывал встречу весны. Изначально иностранцы собирались узким кругом в парке «Сокольники», где устраивали небольшие пикники, но уже в середине XVIII века развлечение заинтересовало и москвичей. Любопытно было то, что гуляли здесь все, кто хотел – то есть не только богатые и знатные люди, но и простые горожане.
На празднике были привычные для того времени развлечения: карусели, балаганы и торговые лотки. Например, в XIX веке Первое мая не являлось официальным выходным днём, тем не менее большинство учебных заведений, магазинов и фабрик закрывались или работали до обеда, чтобы сотрудники и студенты могли посетить майское гулянье в Сокольниках. Празднование делилось на две части: официальную и неофициальную. В первую входило катание по территории парка на экипажах, завершаемое фейерверком, а во вторую – чаепитие.
В начале XX века гуляния приобрели несколько другой характер – расширилась география – люди стали веселиться не только в Сокольниках, но и в Петровском парке.
После революции 1917 года характер праздника полностью изменился. Теперь главными действующими лицами стали рабочие, а не весна, и отныне основным событием становится первомайская демонстрация. Первого мая этого года рабочие вышли под лозунгами «Вся власть Советам» и «Долой министров-капиталистов». Большевики обязали народ выходить на демонстрации, а тех, кто этого не делал – штрафовали или даже увольняли с работы.
В 1918 году первое мая стало официальным праздником, так как информацию о нём закрепили в приложении к статье 104 Кодекса законов о труде (КЗоТ) и назвали его Днём Интернационала, днём чествования рабочих. Через 10 лет выходным стало и второе мая. В 1918 году в Москве на Ходынском поле состоялся первый первомайский парад Красной армии, в котором участвовали около 30 тысяч человек. С тех пор парады стали традиционными для этого дня и проводились ежегодно.
Всегда праздник начинался шествием трудящихся по центральным улицам городов и сёл. Нарядные взрослые и дети шли с воздушными шарами, цветами, транспарантами и флажками под марши и политические лозунги. Партийные руководители приветствовали трудящихся с трибун. Обычно в этот день чествовали передовиков производства, ветеранов и почётных граждан. Самые красочные демонстрации и парады проводили в эпоху Брежнева. Масштабные шествия физкультурников многие современники помнят и сегодня.
Официальная первомайская демонстрация в последний раз состоялась 1 мая 1990 года, а уже в 1992 году впервые отметили Праздник Весны и Труда.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»