Выставка одного предмета

Сегодня на «Выставке одного предмета» мы представляем валенки…

Исполнительница русских народных песен и частушек Лидия Русланова пропагандировала этот «теплый» товар своей песней «Валенки», которая и принесла ей известность и славу, а изделию из шерсти популярность и спрос.

Валенки да валенки,

Ой, да не подшиты стареньки,

Нельзя валенки носить,

Не в чем к милому сходить.

 

 

Место изготовления: СССР
Дата создания: 50 - 60-х г. ХХ в.
Материал: фетр
Способ производства: промышленное производство
Техника: валяние
Размеры: высота - 36,0 см; ширина голенища - 19,0 см; длина ступни - 25,5 см

Итак, валенки... добротные, удобные, согревающие ноги и душу... Сразу рисуется в воображении что-то до боли родное, близкое, сугубо свое, детское: зима, снег, санки, Дед Мороз. Это лицо нашей культуры, веселое, смеющееся, теплое, уютное и приветливое.

Считается, что валенки - исконно русская обувь. Слово «Валенки» неотделимо от традиционного представления о России, с ее русской зимой и снежными просторами.

По мнению историков, изобретение валяной обуви принадлежит степным кочевым народам начиная с 4 века до н.э. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси.

Первые валенки появились в Сибири. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Действительно, и в мороз, и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло.

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

В зависимости от региона России валенки имели свои названия: «пимы» – в Сибири; «чесанки» и «катанки» – в Нижнем Новгороде; «валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях. В зависимости от шерсти: «волнушечки» и «выходки» – валенки из козьей шерсти; «катанки» – из овечьей. В те годы, когда валенки считались особой роскошью, их носили и высокопоставленные особы. Царь Петр I всегда надевал их после бани, находил в них лечебные цели. Например, после обильных возлияний, государь наутро требовал первым делом поднести щей и обувал валенки. («Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»).

Екатерина Великая носила пимы под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для неё специально изобрели мягкие чёсанки из тонкой шерсти. Также знаменитая Анна Иоановна первая издала указ, разрешающих придворным дамам носить подобную обувь с платьями. Свою заслуженную массовую популярность на территории России валенки приобрели в первой половине XVIII века. Именно в это время валенки начал носить и простой люд. А уже в XIX веке их пустили на массовое промышленное производство.

Но валенки не всегда были «в моде». Известен эпизод встречи Сергея Есенина и Зинаиды Гиппиус. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые

появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».

К середине XX века появилась обувь, называющаяся бурки, производимая из дорогого белого войлока, на кожаной, кежемитовой или резиновой подошве и обшитая кожей по двум вертикальным швам, по верху голенища и по склейке голенища с подошвой. В советское время бурки были признаком и символом хозяйственного (реже - партийного) начальства или богатства, что, собственно, почти одно и то же. Достаточно напомнить, что в фильме Л. Гайдая «Операция «Ы» Бывалый и директор торговой базы - в бурках, а Шурик и сторожиха - в валенках. Бурки - это обувной аналог каракулевого воротника, дубленки, плаща «болонья» и черной служебной «Волги» — непременных атрибутов власти и номенклатуры.

Валенки – это самая традиционная обувь в России, их носили в древние века и носят сейчас. Изготовление валенок – процесс трудоёмкий, он не изменился за последние 300 лет. Здесь нужны терпение и физическая сила, но результат оправдывает средства. Валенки не просто природная натуральная обувь, она ещё и полезная, и самая модная. Валенки в течение нескольких столетий выдержали конкуренцию с самыми современными моделями обуви.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша».

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении