Выставка одного предмета

С начала ямской гоньбы, созданной по царскому указу, ездоков России обязательно сопровождала музыка колокольчика, подвешенного под дугой лошадиной упряжи. Считалось, что звуки колокольчика помогали лошадям бежать дружно, подчиняясь единому ритму. Еще звон колокольчика служил аккомпанементом для песен ямщика. Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.

 

 

Место изготовления: Валдай
Дата создания: 1810 г.
Материал: металл
Способ производства: промышленное производство
Техника: литьё
Размеры: высота - 9,0 см.; диаметр - 12,0 см

Существовало немало легенд о возникновении колоколов и колокольчиков на Руси. В одной из них говорилось о монахах, создававших колокола по аналогии с лесным колокольчиком. Другая, ещё более романтичная, рассказывала о том, что монахи любили лицезреть купание дев. С наслаждением они вслушивались и в звонкие голоса девушек. А чтобы продлить это удовольствие, монахи придумали колокола — формами колокола повторяли изящные формы русских красавиц, а своим звоном они напоминали чудесные девичьи голоса. Или такая легенда. Одна деревенская девушка плела себе венки из колокольчиков, и сердце её, открытое чудесам и чарам волшебства, услышало дивный звук, и загрустила девушка, и стала таять на глазах... Но любил её без памяти кузнец, и решил он, что создаст звук, подобный звуку неба... Так и возник тот первый рукотворный колокольчик...

Есть ещё одна легенда, согласно которой идея создания колокольчиков пришла в голову епископу Ноланскому Понтию Миронию Павлину Милостивому. Завершая осмотр своих владений, епископ решил немного передохнуть, остановившись на живописном лугу, поросшем синими колокольчиками. Задремав, он увидел во сне ангелов, которые прикасались к цветам, а те отзывались нежным, серебряным звоном. Этот звук настолько потряс Понтия, что, вернувшись в Нолу, он рассказал об этом мастеру, который смог отлить точную бронзовую копию полевого колокольчика.

Хотя, если опираться на данные историков, первые отлитые колокольчики встречались намного раньше, их делали ещё египтяне.

А если верить легендам, то история начинается примерно с 1478 года. Правил в то время царь Иван III, который распорядился перевезти новгородский колокол в Москву, навсегда забрав его с Софийской звонницы. Всё шло благополучно до тех пор, пока перевозчики не достигли Валдайских гор. Именно здесь сани, на которых был закреплён вечевой колокол, покатились по скользкой дороге, опрокинулись, и колокол, упав на дно пропасти, разлетелся на сотни маленьких кусочков. Как утверждают историки, именно из этих осколков возникли валдайские колокольчики. После на это место стали приходить местные жители. Они собирали колокольцы и, принеся их домой, просили мастеров литейного дела делать их копии. Это было связано с верой в чудодейственную силу данной вещи. Люди свято верили, что в доме, где есть свой валдайский колокольчик, непременно поселятся счастье, мир, лад, покой, благополучие.

Считается, что так началась история валдайского колокольчика. Принято считать, что моментом начала производства стала вторая половина XVIII века. Необходимость создания колокольчиков была первоочередной — они были одной из составляющих возниц на оживлённых дорогах Москвы и Санкт-Петербурга. Вскоре стали появляться

уже профессиональные мастерские по отливу и мастерские, в которых изучались и воспроизводились конструкция и основные элементы колокольчика валдайского. Совсем скоро в моду вошла индивидуальная подпись мастера, который создал своё творение. Никита, Иван, Алексей Смирновы, Филипп Терский и др. — литейщики, чьи изделия вошли в историю отдельной записью. Именно с этого момента валдайский колокольчик стал известен, как исконно русское изобретение. Постепенно ямщицкие колокольчики стали приобретать всё большую славу — они были не только важным элементом оповещения на дороге, но и значительно поднимали настроение ямщика, особенно в непогоду или поздней ночью.

Можно ошибочно полагать, что все они предназначались только для одной цели, однако это далеко не так. Ямщицкие выпускались с собственными надписями — к примеру, нередко на изделии можно было прочитать стишок: «Звени, утешай — ехать поспешай». Подарочные колокольчики помечались надписями: «Дар Валдая», «Кого люблю, тому дарю» и подобным им. Вскоре появился и самый дорогой и важный в жизни молодых людей валдайский колокольчик — свадебный. Это был настоящий шедевр, с изображенными на нём пятью взлетающими в небесную высь птицами. Примечательно и то, что в то время было не просто известно имя мастера, его набивали на самом изделии. Одним из первых литейщиков, который сделал собственную надпись, был Алексей Смирнов. Известен и ещё один автор — Терский — на сегодня в России сохранилось 19 его колокольчиков.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша».

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении