В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам - пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказка про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового кряжа толщиной не менее 25 см. Сложность изготовления лопаты состояла в том, что не так-то просто подыскать ствол такой толщины с прямослойной древесиной и минимальным количеством сучков.
Место создания: Россия - СССР
Дата создания: Первая половина - середина XX века
Материал: дерево
Способ производства: ручная работа; токарная обработка
Размеры: длина - 141,0 см; размеры лопасти - 41,0 х 19,0 см
Но если всё же более-менее подходящий ствол подобрать удавалось, с него снимали кору и с помощью клиньев из твердой древесины (дуба, березы, клена) раскалывали пополам, получая две плахи.
Из каждой плахи вытёсывали по одной доске. Доску гладко остругивали и чертили на ней контуры будущей лопаты. Причём контуры старались расположить так, чтобы сучковатые участки древесины при последующей обработке по возможности удалялись. Затем из доски, строго придерживаясь нанесённых контуров, вытёсывали черновую заготовку лопаты. На следующем этапе скругляли по всей длине черенок и стёсывали до намеченной толщины полотно лопаты. Завершали работу чистовой обработкой всех поверхностей, которые циклевали, скоблили осколками оконного стекла и зачищали шлифовальной шкуркой.
На лопату клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить в печь. А так как хлеб считался особой ценностью, все предметы, с которыми он соприкасался, непременно обозначались этим словом: хлебный нож, хлебница, хлебная лопата. Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и её, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома.
Хлебная лопата, которая постоянно соприкасается с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, конечно же, не могла не стать магическим орудием. Так, её использовали в борьбе с небесной водой – дождём и градом. При приближении градовой тучи хлебную лопату выносили из дома, а иногда хозяйка просто выбрасывала во двор.
Использовали лопату и при лечении больных. Их сажали или клали на лопату и на какое-то время помещали в протопленную печь. Больного как бы заново «пекли», «перепекали», наделяли новой долей, благами, способностями, которые так необходимы человеку.
Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»