Выставка одного предмета

В крестьянской жизни невозможно было обойтись без телеги. Необходимо пояснить, что телега – это четырёхколёсная грузовая повозка, в которую впрягали лошадь. «Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Оглобли - две крутые жерди, укреплённые концами на передней оси экипажа и служащие для запряжки лошадей: “Бредёт в оглоблях серый конь под расписной дугой” (А. Твардовский). Дышло - оглобля между двумя лошадьми, прикрепляемая к передней оси какой-либо повозки при парной запряжке» (А.К. Ганулич).

 

 

Место изготовления: СССР

Время изготовления: Первая треть 50 – х годов ХХ века

Материал: дерево

Техника: резьба, роспись

Одной из основных частей русской конной упряжки является деревянная дуга. По своему назначению различались следующие дуги: городские (экипажные), ямские (троечные), полуямские, рабочие, крестьянские, гужевые (ломовые).

Когда же появилась дуга? Однозначного ответа о происхождении дуги нет, есть различные мнения учёных и писателей. При новгородских археологических раскопах были найдены несколько дуг, датированные XIV в. Материалом для изготовления дуг служила древесина вяза и вербы. Древесина вяза отличается вязкостью, твёрдостью и прочностью. Из неё выделывались дуги городские, полуямские и гужевые. Древесина вербы мягка, легка и упруга, но легко загнивает.

Для изготовления дуг из вербы нередко дужники специально выращивали вербу, засаживая большие участки заливных лугов, берега рек, ручьёв. Три-четыре года надо, чтобы из прутика выросла плаха, годная для дуги. Заготовкой плах занимались зимой, когда промерзали болота, заводи, и к вербам был доступ.

Чтобы сделать дугу, нужно было выполнить целый ряд операций. Древесину разрезали на кряжи длиной 180-280 см и толщиной в отрубе 30-50 см. Кряж раскалывали на части, называемые колами. Число полученных колов зависит от толщины кряжа. Затем у плахи (кола) обтёсывали концы, придавая им в грубых чертах ту форму, какую должны иметь дуги в готовом виде. Необходимо было согнуть плаху, но для этого её нужно распарить. Некоторые мастера обвязывали плаху посередине свежим навозом и клали в горячую домашнюю печь, где она распаривалась в течение ночи. Распаривали плахи также и в обыкновенной бане, для чего под потолком укрепляли шесты, на которые укладывали плахи; они подвергались в течение суток действию водяного пара. Распаренную плаху начинали осторожно гнуть на дужном станке. В нашей области станок представлял собой колоду, имеющую по наружной поверхности очертания дуги. В колоду закладывали один конец плахи неподвижно, а другой конец пригибали постепенно к колоде с помощью двух воротов. Обычно гнули дугу несколько человек: один направлял дугу, т.е. с помощью особого костыля регулировал сгибание, следя за тем, чтобы волокна дерева не перекручивались, а оставались постоянно параллельными друг другу. Другой закладывал плаху так, чтобы та сторона дерева, которая во время роста больше освещалась солнцем, служила бы наружной стороной дуги. Когда плаха была согнута, концы её стягивали «крупной связиной», верёвкой, или даже мочалом. Изготовление дуги требовало силы, умения и терпения, неслучайно И. Крылов написал: «А дуги гнут с терпением и не вдруг». Связанную дугу оставляли сохнуть дня 3-4, а после подвергали её тщательной обработке особыми стругами или рубанком.

Праздничные дуги делались резными или расписными. Резные дуги делались преимущественно из ивы и осокоря (тополя чёрного). Резной узор состоял из ромбов,

кругов, треугольников и других фигур. Простейший узор наносился пёркой (полутрубчатой стамеской). Для более сложного узора применялись специальные мелкие инструменты. Расписные дуги выделывались в основном из вяза. Такие дуги сначала полировались, а затем красились и покрывались лаком. Расписные дуги прошли длинный путь развития. Сначала делали золочёные дуги. «А дуга-то, дуга - в золоте сияет»,- писал поэт И. Никитин. Затем стали писать на дугах красные розаны и синие грозди винограда, ещё позже стали изображать натуралистические букеты цветов, а также травы и кисти винограда на чёрном или серебряном фоне.

Особой известностью пользовались дуги мастеров Кривцово. Кривцовские дуги успешно конкурировали с другими, которые изготавливались в Москве, Твери и Нижнем Новгороде. С 90-х годов Х1Х века основным потребителем изделий стала Нижегородская ярмарка, на которой дуги покупались купцами сибирских губерний.

Давно исчез знаменитый промысел, безвозвратно утрачено мастерство народных умельцев.

До сих пор в учебниках русского языка ученики читают пример на правописание не и ни в словах: «не видно ни зги». Не каждый может объяснить, что это такое. Зга - это металлическая петелька на середине внутренней части дуги. На неё подвешивали валдайский колокольчик или бубенцы.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении