Выставка одного предмета

Самый известный и в прошлом и в настоящем атрибут русского чайного стола, конечно же, самовар. Этот «водогрейный для чаю сосуд с медной трубой» свое победное шествие по России начал с Тулы.

 

Дата создания: XX век

Место изготовления: г. Тула, СССР

Материал: металл (латунь)

Способ производства: фабричное производство

Размеры: высота - 45,0 см; диаметр крышки - 25,5 см; ширина поддона - 16,5 см

Именно здесь в 1778 году некий слесарь Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше - в 1740 году - и не в Туле, а на Урале. Так что звание «самоварной родины» Тула делит с Уралом. Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их делали, например, в стиле классицизма, похожими на античную урну. Однако, чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачивала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русские мотивы. Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских.

 

Какие только самовары не делали: большие - на несколько ведер и маленькие - на 1-2 стакана. Медные самовары постепенно уступили место своим собратьям из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар.

«Благодетельным снарядом» называл самовар писатель В.Г. Короленко. Вообще, в разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски - «самокипец», а по-вятски - «самогрей». Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в прошлом веке на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царедворца. Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо было топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из самовара, всегда вкуснее. Обязательным дополнением самовара был также поднос. Непременно лакировананные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и форму. Овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.

Неизменный атрибут быта XIX и начала XX вв., самовар упоминается едва ли в каждом значительном произведении русских писателей той поры. В 1846 г. в очерке «Замоскворечье в праздник» А.Н. Островский дал яркую образную зарисовку: « ... В четыре часа по всему Замоскворечью слышен рокот самоваров ... Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины». В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь дал прекрасное описание трактира, в одной из комнат которого находились: «все старые приятели, попадающиеся всякому в небольших деревянных трактирах ... а именно: заиндевевший самовар, выскобленные гладко сосновые стены, треугольный шкаф с чайниками и чашками в углу ...». Самовар был обязательным предметом и в путешествии. Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Вспомните «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина: «Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром ... Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чая, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомые».

Самовар можно увидеть в многочисленных произведениях русской жанровой живописи. Следует особо упомянуть Б.М. Кустодиева, создавшего целую галерею полотен, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе» (1906 г.), «Чаепитие» (1913 г.), «Купчиха за чаем» (1918 г.), «Купчиха на балконе» (1920 г.), «Купчиха, пьющая чай» (1923 г.), «Осень в провинции. Чаепитие» (1926 г.) и др. Среди других известных картин произведения В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.), К.А. Коровина «За чайным столом» (1888 г.), К.Е. Маковского «За чаем» (1914 г.), К.С. Петрова-Водкина «За самоваром» (1926 г.), В.Ф. Стожарова «У самовара» (1956 г.). Нередко можно встретить самовар в натюрмортах (например, у П.П. Кончаловского – «Натюрморт. Самовар» (1917 г.)).

«Самовар Иван Иваныч!», «Золотой Иван Иваныч!» – так уважительно величали самовар в народе. Престиж его был необычайно высок и незыблем. Недаром уже в 1920 – 1930-е гг. самовар вручали как награду, как поощрение лучшим работникам, ударникам первых пятилеток. В наши дни история самовара продолжается. И хотя сейчас нечасто встретишь семью, где самоваром пользовались бы каждодневно, его потеснил ближайший родственник – чайник, но на праздничном столе, как и сто лет назад, самовар вне конкуренции, ни одно народное гулянье не обойдется без него. А в деревенской избе самовар стоит на «почётном» месте: впереди избы, под образами, на столешнице.

Глухая тоска без причины, И дум неотвязный угар. Давай-ка наколем лучины – Раздуем себе самовар! За верность старинному чину, За то, чтобы жить не спеша! Авось, и распарит кручину Хлебнувшая чаю душа! А. Блок

Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Н.В.Белкина

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении