Самый известный и в прошлом и в настоящем атрибут русского чайного стола, конечно же, самовар. Этот «водогрейный для чаю сосуд с медной трубой» свое победное шествие по России начал с Тулы.
Дата создания: XX век
Место изготовления: г. Тула, СССР
Материал: металл (латунь)
Способ производства: фабричное производство
Размеры: высота - 45,0 см; диаметр крышки - 25,5 см; ширина поддона - 16,5 см
Именно здесь в 1778 году некий слесарь Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше - в 1740 году - и не в Туле, а на Урале. Так что звание «самоварной родины» Тула делит с Уралом. Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их делали, например, в стиле классицизма, похожими на античную урну. Однако, чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачивала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русские мотивы. Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских.
Какие только самовары не делали: большие - на несколько ведер и маленькие - на 1-2 стакана. Медные самовары постепенно уступили место своим собратьям из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар.
«Благодетельным снарядом» называл самовар писатель В.Г. Короленко. Вообще, в разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он «самогар», по-курски - «самокипец», а по-вятски - «самогрей». Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в прошлом веке на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царедворца. Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо было топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из самовара, всегда вкуснее. Обязательным дополнением самовара был также поднос. Непременно лакировананные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и форму. Овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.
Неизменный атрибут быта XIX и начала XX вв., самовар упоминается едва ли в каждом значительном произведении русских писателей той поры. В 1846 г. в очерке «Замоскворечье в праздник» А.Н. Островский дал яркую образную зарисовку: « ... В четыре часа по всему Замоскворечью слышен рокот самоваров ... Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины». В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь дал прекрасное описание трактира, в одной из комнат которого находились: «все старые приятели, попадающиеся всякому в небольших деревянных трактирах ... а именно: заиндевевший самовар, выскобленные гладко сосновые стены, треугольный шкаф с чайниками и чашками в углу ...». Самовар был обязательным предметом и в путешествии. Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Вспомните «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина: «Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром ... Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чая, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомые».
Самовар можно увидеть в многочисленных произведениях русской жанровой живописи. Следует особо упомянуть Б.М. Кустодиева, создавшего целую галерею полотен, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе» (1906 г.), «Чаепитие» (1913 г.), «Купчиха за чаем» (1918 г.), «Купчиха на балконе» (1920 г.), «Купчиха, пьющая чай» (1923 г.), «Осень в провинции. Чаепитие» (1926 г.) и др. Среди других известных картин произведения В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.), К.А. Коровина «За чайным столом» (1888 г.), К.Е. Маковского «За чаем» (1914 г.), К.С. Петрова-Водкина «За самоваром» (1926 г.), В.Ф. Стожарова «У самовара» (1956 г.). Нередко можно встретить самовар в натюрмортах (например, у П.П. Кончаловского – «Натюрморт. Самовар» (1917 г.)).
«Самовар Иван Иваныч!», «Золотой Иван Иваныч!» – так уважительно величали самовар в народе. Престиж его был необычайно высок и незыблем. Недаром уже в 1920 – 1930-е гг. самовар вручали как награду, как поощрение лучшим работникам, ударникам первых пятилеток. В наши дни история самовара продолжается. И хотя сейчас нечасто встретишь семью, где самоваром пользовались бы каждодневно, его потеснил ближайший родственник – чайник, но на праздничном столе, как и сто лет назад, самовар вне конкуренции, ни одно народное гулянье не обойдется без него. А в деревенской избе самовар стоит на «почётном» месте: впереди избы, под образами, на столешнице.
Глухая тоска без причины, И дум неотвязный угар. Давай-ка наколем лучины – Раздуем себе самовар! За верность старинному чину, За то, чтобы жить не спеша! Авось, и распарит кручину Хлебнувшая чаю душа! А. Блок
Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Н.В.Белкина