Подкова - это кусок железного проката, загнутого по форме копыта, состоящего из следующих элементов: двух ветвей, шипов, отворота, дорожки, гвоздевых отверстий.
Все подковы подразделяются на подковы для рабочих, кавалерийских и спортивных лошадей. «…подкова явилась тем гениальным изобретением человечества, которое позволило совершить определённый экономический скачок в промышленности и сельском хозяйстве, так как лошадь смогла работать в любое время года и на любых почвах, не ломая и не изнашивая копыт.
Место изготовления: Россия – СССР
Время изготовления: первая половина ХХ века
Материал: металл (железо)
Техника: кустарное производство; кузнечная ковка
По высказываниям историков, использование подков имело такое же значение, как появление железной дороги» (А. Навроцкий).
Есть легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье. Эти легенды имеют глубокие исторические и психологические корни. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было ещё большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома - нож, скребок или гвоздь, действительно было счастье. По народной мысли, злой дух не проникает в дом, если на двери прибита подкова. Но её надо правильно прибить - «клещами» вверх, т.е. раскрытой частью к небу. Если подкова прибита открытой частью вниз, то добрые силы, спустившиеся с неба, уйдут в землю. До изобретения подков многие народности предохраняли копыта лошадей различными способами. Японцы обматывали копыта лошадей циновками из соломы или тканями; татары - кожаными ремнями; киргизы укрепляли копыта роговыми накладками.
Первые железные подковы были обнаружены при археологических раскопках около Гамбурга. Но это ещё была не современная подкова, а специальные железные накладки, которые назывались «солеа»; они прикреплялись кожаными ремнями к ноге лошади.
Имени первого кузнеца, прикрепившего подкову к копыту лошади, история, к сожалению, не сохранила.
Сколько было проиграно войн, сколько погибло воинов только потому, что не запасли достаточно подков. Лошадь не может долго двигаться по твёрдой и мёрзлой земле, если она не подкована. Старая испанская пословица гласит: «Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы - лошадь, а из-за лошади гибнет всадник». Об этом - стихи С. Маршака:
Не было гвоздя -
Подкова пропала.
Не было подковы -
Лошадь захромала.
Лошадь захромала,
Командир убит.
Конница разбита -
Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
Большое количество конниц, артиллерии и обоза Наполеона погибло во время его отступления из Москвы, потому что не было достаточно материала для подков.
Подковы всегда обладали какой-то магической силой, и многие известные люди коллекционировали их.
Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Н.В.Белкина