Ичиги – удивительно красивые татарские сапоги. Характерными чертами ичигов является мягкий носок и жёсткий задник. Эта обувь является частью национального костюма.
Было принято расшивать женские ичиги, украшать орнаментом, выполненным из кусочков разноцветной кожи. Поверхность ичигов буквально собирается из кусочков кожи, представляющих собой части узора. Для соединения узора используется так называемый татарский шов. Каждый стежок содержит 3 – 5 петелек, которые навиваются на иглу и пролегают по лицевой части изделия, обозначая контуры узоров. Это очень трудоёмкий и долгий процесс, требующий ручной работы высокого качества.
Место изготовления: Тюменская обл.
Дата создания: Середина XX века
Материал: кожа
Способ производства: ручная работа
Размеры: высота голенища - 33,0 см; длина подошвы - 25,5 см
Орнамент обычно представлен растительными мотивами или абстрактными фигурами, так как правила мусульманского мира не позволяют изображать животных и птиц.
Чтобы сапоги можно было носить и в холодное время года, изнутри их обшивали короткошерстным мехом, овчиной или мягким войлоком.
Ичиги для женщин делались легкими, с орнаментом, который никогда не повторялся. Подошва женской модели ичигов обладала особой эластичностью и прочностью, к ней мог быть добавлен небольшой каблук.
Сапоги-ичиги, известные с незапамятных времен, во все времена вызывали повышенный интерес. Знатоки говорят, что этой популярностью ичиги обязаны не только своему колоритному внешнему виду, но и исключительному удобству ношения, ведь ноги в них не потеют даже в очень жаркую погоду.
Эти сапожки можно встретить во всех крупнейших музеях мира, они не раз удостаивались высоких наград. Так в 1883 году кожаные ичиги знаменитой фирмы М.Галеева были награждены Большой золотой медалью Европейского общества наук, а в 1889 году удостоены серебряной медали и почетного отзыва Парижской промышленной выставки.
И сегодня ичиги не утратили своей популярности, они не только неотъемлемая часть татарского костюма, но и непременный атрибут высокой моды.
Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»