Выставка одного предмета

Что такое швейная игла для современного человека? Большинство людей воспринимают эту вещь всего лишь как мелкий обыденный предмет, никакого особого значения не имеющий. А для человека традиционной культуры игла является женским орудием труда.

В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды, восхваляющие мастерство владения иглой. Одна гласит о богатыре остяцком, который гордится, что «у него есть рукодельница – дочь, держащая иглу в концах пальцев». Прилетевшая к герою в образе филина невеста, дабы показать своё мастерство, отдаёт богатырю рукавицы из шкурок филина «как шов шился – не видно, как работа работалась – не видно, или они так и были созданы». В одной мансийской сказке об иголке сказано «И мала, и хрупка, а сила в ней велика».

 

Место изготовления: Тюменская обл.

Время изготовления: Начало ХХI века

Материал: Ткань, мех, бисер

Техника: лоскутное шитьё

Размеры: 13,5х13,2 см

 

Хранению иглы придаётся особое значение, так как этот небольшой предмет, является одним из самых необходимых инструментов для создания тёплой и прочной одежды. К игле необходимо относиться бережно. Помимо утилитарной функции, игла имеет и семантическое значение, являясь символом женского начала. К примеру, манси, когда рождалась девочка, иголку втыкали в тряпочку, и уносили на культовое место. А ханты, после рождения девочки, делают приношение на святилище в виде игольника.

Игольник - это женский предмет утвари для хранения игл. Он подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому, в нём запечатлён женский «дух». Через иглу передаётся «священная женская связь».

Игольник, хранящий в себе иглы, находится в специальном рукодельном мешочке «тучан» или в орнаментированной коробке из пихтовой коры. С этими вещами женщина никогда не разлучается. Игольник – это основная вещь для девочки, она копирует его от матери. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как она мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить». Игольницы могут быть подарены мамой, бабушкой или крёстной матерью «пухлым анки». Выходя замуж, девушка берёт с собой рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. По отсутствию или наличию этих предметов родители узнают: девушка ушла по собственному желанию или с ней что-то случилось.  Игольница сопровождает женщину всю жизнь. Велико значение игольника и в свадебном обряде.  Ханты водили невесту вокруг жилища жениха или внутри его, клали на пол игольник. В погребальной практике также присутствует этот предмет. Мягкая часть игольника, наряду с другими личными вещами и рукодельным мешочком, уходит вместе с его хозяйкой в иной мир, проходя процесс «умирания» через намеренное повреждение с помощью вырезания в нём отверстия.

 Традиционный игольник – это предмет, в котором составные части и элементы оформления несут определённое практическое и смысловое назначение.

Размеры игольника соответствуют расстоянию между внешним краем разреза глаз или ширины скул. Берётся ткань, делается указанный замер – это будет общая средняя ширина стороны игольника. Из полосок сукна вырезается четыре равносторонних квадрата. 

                                
Квадраты соединяются и образуют центральную часть игольника, так называемый «глаз» или «сердце». Этот центральный элемент не является рабочей зоной. Он украшается пуговицами, бисером.

По уголкам пришивают небольшие кусочки лебяжьего пуха с кожицей - «васыт пухэ моры» – утка, шерсть, пупочек.

Вся поверхность прошивается мелкими стежками похожими на следы «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольника делается еле заметным, в то время как с задней части швы достигают 3-4 мм и прокладываются рядами по кругу или вдоль и поперёк.

С левой руки от мастерицы, пришивается крепилка для сухожильных нитей.

В правой стороне игольника, на длинной самодельной петле или цепочке, или ремешке с нанизанными бусинами, крепится держатель для напёрстка.

Хранится игольник в свёрнутом виде в рукодельном мешочке, либо вывешивается в развёрнутом виде на стене женской стороны дома рядом с рукодельным мешочком.

 

Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Н.В.Белкина

 

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении