Выставка одного предмета

                                           

Дата создания: Конец ХIХ - начало ХХ веков

Материал: глина, глазурь

Способ производства: ручная работа

Размеры: высота - 22,0 см; диаметр венчика - 18,1 см; диаметр дна - 14,6 см

Слово “посуда” в Древней Руси появилось не сразу. То, из чего можно было есть, называли “судно”. А то, из чего можно было пить, называли “сосуд”.

Широкое распространение в России, начиная с 17 века, получила посуда из глины, а основной утварью для приготовления пищи стал горшок. Само слово «горшок» является производным от слова «горн» - «плавильная печь». И были они двух видов: для приготовления пищи (печные горшки) и для хранения пищи (молока, ягод, круп).

Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. “Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон”. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т. д.

В названиях частей горшка просматривалась связь с человеком (антропоморфизм) - горло, ручка, носик, тулово, а целиком горшок сравнивали с головой. Горшки, связанные с символикой печи и земли, представлялись как место обитания души и духов.

Главным достоинством горшка была его прочность. Треснувший горшок не выбрасывали, а пеленали полосами бересты и хранили в нём сухие продукты. Про такой горшок даже придумали загадку: “Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал”.

Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Так, утром второго дня свадьбы молодых будили тем, что разбивали о дверь горшок. Это символизировало перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной.

Известен факт, что во время обучения грамоте, при переходе от азбуки к часослову и от часослова к псалтыри ученик приносил горшок каши, бумажный платок и полтину денег; кашу съедали учитель и ученики, затем выносили горшок на середину двора и разбивали его палками.

Горшок в древности использовался и как урна для праха мёртвых. В «Повести временных лет» (12 век) рассказывается, что радимичи, вятичи и северяне сжигали своих мертвецов «и посемь собравши кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путях».

Горшок, из которого обмывали покойника, относили на перекресток, на чужое поле или закапывали во дворе, бросали в реку. Если умирал хозяин, то горшок закапывали у красного угла. При переходе в новый дом использовали горшок, чтобы перевести домового на новое место. В горшок брали горящие угли из печи старого дома и высыпали в печь в новом доме, а сам горшок разбивали.

По русским и украинским поверьям, ведьмы крадут с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и кладут их в горшок. В Курской губернии затмения объясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Полесье бытовало поверье, что за воровство горшков на том свете человек будет осужден носить горшок или черепки в руках, на боку или в зубах. В Белоруссии полагали, что если горшечник проедет по селу на святках, то девушек не будут брать замуж, поэтому девушки разбивали у него горшки.

Известна примета: горшки легко перекипают через край - к ненастью. Горшок применяли и в народной медицине: накидывали на живот (то же, что и банки). (Вспомните, как знахарка лечила деда Щукаря в «Поднятой целине»: «Активист» (т.е. дед Щукарь) лежал на кровати, задрав ноги. Рубаха его была завернута до свалявшейся в клочья бороденки, а в тощий бледный живот, поросший серой гривастой шерстью, острыми краями вонзилась опрокинутая вверх дном глиняная махотка, вместимостью литров в шесть. По бокам пиявками торчали две аптекарских банки. Дед Щукарь не глянул на вошедших. Руки его, скрещенные на груди, как у мертвого, - дрожали, вылезшие из орбит, сумасшедшие от боли глаза медленно вращались»).

Народом сложено немало загадок, поговорок и пословиц о горшке.

Свет Кощей, господин Кощей, сто людей кормил, гулять ходил, головку сломил: кости выкинули и псы не понюхали.

Плотники без топоров срубили горенку без углов. Все это загадки о горшке.

Гора с горой не сходится, горшок с горшком столкнется. Горшку с котлом не биться.

Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить. Был бы горшок, а покрышка найдется.

Любой гончар, в первую очередь, должен был уметь изготовить горшок. Способы могли быть разные: на гончарном круге, отливом в форму, из жгутов. При всём разнообразии, суть сосуда одна - широкое тулово, более узкое горло и ещё более узкое дно, на невысокой ножке.

Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Н.В.Белкина

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении