Выставка одного предмета

1233Материал: металл

Способ изготовления: заводское изготовление

Размеры: высота – 8,9 см; диам. дна – 8,5 см; 7,0 х 6,5 см

Сохранность: изогнут верхний край

Каждому известно, что подстаканник представляет собой специальную подставку, которая охватывает и поддерживает простой стеклянный стакан. В своем большинстве подстаканники имеют цилиндрическую форму и удобную ручку, чтобы держать емкость и при этом не обжигать ладони.

История подстаканников началась в Дореволюционной России, в тот период женщины пили чай из фарфоровых чашек, а вот мужчинам было позволительно пить этот популярный горячий напиток только из стеклянных стаканов. Соответственно чай был слишком горячим, стекло нагревалось, поэтому нужно было придумать некое устройство, дабы пить чай мужчины могли спокойно, не переживая о том, что смогут обжечь свои ладони. Кто-то верит, что именно по этой причине и в это время были изобретены подстаканники, а кто-то думает иначе, но в любом случае точной даты появления подстаканников никто не знает. Ко всему прочему в то время, когда появились первые подстаканники, их не принимали как что-то достойное и весьма полезное, ведь выглядели они уж очень нереспектабельно.

Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем. Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты - даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки - например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма - польские мастера представили парные подстаканники «На двоих», что очень романтично. Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры - Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.

После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину. Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы - например, «Ленэмальер» - выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.

Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов.

В наши же дни производство подстаканников находится на совершенно другом уровне, их делают из мельхиора, латуни, серебра и меди. Для защитно-декоративного покрытия используют золото, серебро и никель. Подстаканники требуют ювелирной работы при нанесении рисунка, поверхность готового подстаканника полируется, что придает изобретению характерный блеск.

Как и в старые добрые времена, основным заказчиком подстаканников является Министерство Путей Сообщения (МПС), на железных дорогах которого и проще всего встретить некогда такой популярный в народе предмет. На этих славных путях сообщения до сих пор встречаются очень редкие образцы Советских подстаканников. Они, как найденные при раскопках бивни вымершего крупного Союзно-Советского Социалистического мамонта, дают нам возможность ощутить дыхание давно прошедшей эпохи судьбоносных свершений, великих побед и такого же великого маразма. Так что, оказавшись в поезде, обязательно закажите горячего чайку…  

Научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша» Белкина Н.В.

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении