Материал: дерево, металл
Способ изготовления: ручная работа
Размеры: высота – 75,0 см; размер лопаски – 30,0 х 18,5 см
Сохранность: сколы на резной ножке, трещины, потёртости лопаски
Место, время находки: д.Родина Уватского района, заброшенный дом; 90 – е годы ХХ века
Прялки - уникальное явление народной художественной культуры. В них наиболее полно раскрывается художественное чутье русского крестьянина, умевшего превращать бытовой предмет в произведение искусства. Прялка была одним из излюбленных подарков мужчины женщине, особенно жениха невесте. За подаренную отцом или братом маленькую прялочку девочка садилась с пяти - семи лет, и потом не расставалась с ней всю жизнь. Обильный и разнообразный декор прялок - своего рода хранилище народной памяти.
Прялку можно было встретить в каждом доме, она считалась одним из самых почитаемых предметов. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила женщина за прялкой. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости, сказки, смешные истории, шутили. Иногда пряли и пели. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную тихую песню.
Нить и песня сливались.
Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Каждая девушка должна была приготовить себе приданое, а женщина - одеть семью. Это был исконно женский труд - прясть пряжу. Поэтому девочка в старину и начинала прясть уже в 6- 8 лет. Работу на прялке можно назвать настоящим искусством, и чтобы научиться изготавливать хорошую, качественную пряжу, необходим был опыт, сноровка и даже талант. «Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Самая искусная пряха могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!» - вспоминают старожилы.
Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы, липы.
Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.
По конструкции можно выделить два вида прялок: цельные (делались из корня и ствола дерева) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).
Прялка, как и другая сельская утварь, примечательна и как память о старинных обычаях, обрядах. Это отразилось во множестве пословиц, поговорок, примет:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не Бог, а рубаху дает.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Какова нить, такова и жизнь.
У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в
колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе,
как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. Парень, написавший на
прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил
девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их «духи не заплевали».
Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывалась связанной с «тем светом». По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали.
Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил.
Именно поэтому на веретене, гребнях и прялках мастера делали специальный
орнамент и узоры. По мнению крестьян, это оберегало «от сглаза» и охраняло от лихих людей.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»