Автор: Морозова Нина Алексеевна
Место, время изготовления: с.Уват; 50 –е годы ХХ века
Материал: нити х/б
Способ изготовления: ручная работа, вязание крючком
Размер: дл. – 135,0 см; ш. – 123,0 см
В селах нашей области скатерть называли по-разному: настолень, настольник, дежник, столешник. Скатерти браные да скатерть-самобранка - любимые образы русских сказок. Скатерти в нашей области ткали из льняного и крапивного волокна. Ткали в каждом селе, практически в каждом доме.
Скатерти нередко сшивали из двух полотнищ: одно - мужнино, другое - жены. А посередине часто вшивалась полоса - кружевная прошва, кружево. Считалось, что прошва их вместе в семью соединяет. А как на стол постелют, так всю семью и соединят.
Праздничные скатерти ткали из льняных ниток, очень тщательно отбеливали, вышивали яркие цветочные узоры.
В традиционной культуре обеденный стол обязательно накрывался скатертью. Во многих семьях во время еды стол накрывался одной скатертью, а после - другой.
Девушки, собираясь на Троицкое гулянье, где в лесу, под берёзкой устраивалось угощенье, брали скатерть. Троицкая скатерть береглась. Когда приходили сваты, то она стелилась на стол, а сверху - другая. Говорили, что в таком случае сватовство лучше складывается. Выходя из-за стола вместе с женихом, чтобы отправиться на венчание, невеста старалась слегка дернуть за скатерть. Это должно было способствовать быстрейшему выходу замуж подруг невесты. В купальскую ночь смельчак, решивший добыть цветок папоротника, должен был взять с собой скатерть, очертить круг у папоротника, накрыться скатертью и ждать полуночи.
С развитием текстильной промышленности в деревенский быт вошли скатерти фабричные из разных материалов. Праздничной всегда считалась белоснежная скатерть. Позднее вошли в моду вязаные скатерти, такие встречались и в нашем районе с необыкновенно интересными узорами. А ещё получили широкое распространение скатерти «под бархат» с печатным рисунком.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»