Материал изготовления: металл, дерево
Способ изготовления: ручная работа
Размеры: длина – 150,0 см
Место находки: найдена в старом доме д.Солянка Уватского района Тюменской обл.
К кочерге наши предки относились очень уважительно, как к вещи полезной, а иногда - и вещей. То, что она повсеместно символизировала домашний очаг, неудивительно. Будучи непременным атрибутом печки, кочерга нужна была и, чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу из подтопка выгрести. Потому и говорили: «Кочерга - в печи хозяйка».
Кстати, для непосредственного использования по назначению полагалось иметь не одну, а две кочерги; одну - для действий внутри печи, другую - для выгребания золы из подтопка. Кроме того, кочергу в стародавние времена использовали в качестве освещающей избу лучины, от которой копоти было немало. Вот откуда пошло выражение «ни богу свечка, ни черту кочерга», когда речь идет о чем-нибудь никчемном!
И железным прутом с характерным загибом нижнего края она стала не сразу, - первоначально называлась ожиг и представляла собой деревянную палку, обгорелую с одного конца, а потом стали брать для печных нужд палку от суковатого ствола - кочеры.
Примечательно, что значение кочерги в укладе жизни наших предков далеко не исчерпывался сугубо хозяйственным предназначением. Этот предмет часто фигурировал в свадебных обрядах. Во многих местностях свахи, отправляясь в дом потенциальной невесты, прихватывали кочергу с собой, чтобы «выгрести девку». После благополучного сватовства родители заинтересованной стороны - невесты/жениха - связывали вместе ухват и кочергу или кочергу и метлу, чтобы свадьба не расстроилась.
Кое-где бытовало правило, согласно которому новобрачную в доме свекровь должна была встречать, «оседлав» кочергу. Обустраивая первую брачную ночь, кочергу вместе с несколькими поленьями и сковородником клали под кровать «для сберега». В некоторых регионах полагалось список свадебных подарков чертить кочергой на печке.
Кочергу клали под колыбель, чтобы защитить ребёнка от нечистой силы, от «ночниц», ею крестили окна, через неё переливали воду, которую потом пили или умывались. Её ставили в хлев как оберег от ласки (маленького зверька).
Детей сызмальства приучали узнавать эту «черноножку», заодно развивая сообразительность. Для этого использовали, например, загадки. Кто не помнит с детства: «Черный (или железный) конь скачет в огонь»! А были и другие:
Без работы - холодна,
После работы - красна от огня.
Полно поле рыжих лошадей,
Одна вороная придёт -
Всех разгонит.
Бабка-кривоножка огня не боится.
Суну, посуну в золотую посуду,
Там поколочу, назад поворочу.
Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват.
(Печь, огонь, дым, кочерга)
А еще кочергой... лечили! Раскалив докрасна, знахарь подносил ее в правой руке к больной области тела пациента на расстояние 25 - 30 сантиметров, левую держа перед собой, и начинал неспешно вращать кочергу вокруг ее собственной оси по часовой стрелке («посолонь», то есть по солнцу) с особыми заветными словами-заговорами, которые соответствовали имевшейся симптоматике заболевания.
Так, при головной боли следовало приговаривать: «Что село, то и улетело. Улетело на Запад, улетело на Восток через калиновый мосток. Истинно»! При недужных суставах - давался приказ: «Боль - боль, от раба Божьего (имярек) вылетай, болеть рабу Божьему (имярек) не давай, ни крошки от себя у раба Божьего (имярек) не оставляй. Аминь».
При проблемах с пищеварением надо было повторять скороговоркой: «Агафья белье стирала-стирала, все перестирала, белье сохнет-высыхает. Кочергой сушу, боль отвожу. Белье высыхает, боль с собою забирает. Да будет так! Да будет так! Да будет так»! Для лечения спины полагалось уложить человека на живот и водить раскаленной кочергой вдоль позвоночника, вращая ее посолонь (без касания, конечно) со словами: «Боль ушла, обратно не пришла. Слово мое крепко и верно».
А вот чтобы «поправить» характер, избавиться от душевной травмы или того, что сейчас называется депрессией, жертва недуга должна была потрудиться самостоятельно: накаляя кочергу, всепоглощенно наблюдать, как она меняет окраску, и нашептывать при этом: «Кочерга накаляется, боль удаляется». Затем, достав из печи, поставить загнутым концом вверх и, вращая перед собой (посолонь), глядеть на нее неотрывно и повторять: «Кочерга вращается, тоска удаляется».
В старину кочерге приписывали наличие «пророческих качеств» и потому использовали для гадательных прогнозов. В летнюю пору ровно в полночь на растущей луне вплоть до полнолуния подвешивали на сук выше головы со словами «кочерга - кочерга, скажи, как мои дела?» и далее задавали конкретный вопрос, предполагающий однозначный ответ (да - нет). Наутро проверяли положение «прорицательницы»: висит - значит, ответ положительный, упала - отрицательный. Зимой кочергу не подвешивали, а втыкали в сугроб. Если при «утренней инспекции» выяснялось, что она сохраняла прямую стойку - хорошо; покосилась - не вполне, но есть надежда; упала - плохо.
Вот какие роли отводились простой, по современным представлениям, вещи - кочерге в жизненном пространстве наших предков, которые одушевляли все предметы вокруг себя.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»