Выставка одного предмета

430Материал изготовления: дерево

Способ изготовления: ручная работа

Техника изготовления: долбление

Размеры: длина – 51,8 см; ширина – 24,5 см; высота – 11,0 см

Сохранность: на поверхности имеются трещины, дно неровное, с углублениями, общее загрязнение поверхности

В былые времена в каждом крестьянском хозяйстве использовали корыто.

Буквально слово корыто обозначает - "выдолбленное бревно", а также - "желоб" и "выдолбленная посуда".

На Руси корыто известно с X века. В древнерусских загадках корыто уподобливается земле: "Стоит древо (мировое, райское), имея на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются"; древо - весь мир, цветы "человецы", корыто - земля, птица смерть; сколько смерть похитит, "толико и родится в мир".

Корыто использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая лука, моркови, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку - корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

На полу у печи ставили деревянное корыто, полное камней, предназначенных для нагревания воды при стирке и выпаривании деревянной посуды. Стирающим говорили: "Мыло в корыто!".

В зависимости от предназначения корыта могли иметь разные названия. Так, например, корыто для кормления скота могло называться "жёлоб", "калгашник", "калгашка", "калда", "калюх", "колган", "колода", "комья", "коняга", "комяга", "кормяга", "кормушка", "ясли", "вяслы", "каптух". Такие корыта ставили в хлевах, на дворах, а также около колодцев, если в деревне не было пруда или реки для водопоя стада. Корыто для остуживания пива или сусла называли "лохань", "русло", "лубня". Корыто для стирки и замачивания белья - "балья" или "бельемойка". Для замешивания теста использовали "дрожженик". Похожа на корыто емкость, которую использовали при просеивании муки, замешивании пресного теста, очистке мелкой крупы от шелухи. Южнорусским словом является каюк - долбленное корыто для замачивания зерна. Русельник - длинное деревянное корыто для затворения пивного сусла. Существовал целый ряд запретов, которые необходимо было соблюдать в прежние времена, чтобы пиво хорошо сварилось: нельзя, например, было стучать мешалкой по краям корыта, куда спускалось сусло, иначе люди, которые его будут пить, рассорятся. Несоблюдение всех правил могло повлечь, по поверью, на людей различного рода несчастия: болезни, порчу, град.
Ростило – так называли корыто, в которое насыпали землю и испытывали годность хлебных семян, т.е. класть семена в ростило. Ночва - неглубокое, тонко отделанное корытце, лоток. На ночвах сеяли муку, катали хлебы; в ночвы складывали из печи печенье, выносили его на продажу.
Лоток, лоточек, лотчишка – так назывался ещё один вид корыта. Лоток служил для разноски в продажу плодов. В Сибири и на Урале в корытцах морозили молоко. В доме держали долбленые из дерева или досчатые корытца и специальные ножи-скребла для настругивания необходимого количества молока.

Деревянное корыто – необходимый атрибут любого хозяйства, функции его велики. Любой мужчина самостоятельно мог изготовить этот предмет для хозяйственных нужд; подходящий по размеру кусок дерева (липа, осина) раскалывали пополам, плоскую поверхность заготовки выдалбливали (удаляли сердцевину) и гладко отделывали – и корыто готово.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении