Материал: дерево
Техника: ручная работа
Размеры: длина – 43,0 см; ширина – 13,0 см
Ханты, коренное население Уватского района, на таёжных реках используют лодку без киля – облас.
Изготавливали обласок из крупных кусков дерева, использовали древесину кедра, осины, тополя-осокоря. У сваленного дерева отрубали нужный кусок, смотря по тому, на сколько человек рассчитана будущая лодка. Два размаха рук — обласок на одного человека.
Дерево для лодочной заготовки выбирали в мае на сухих, возвышенных местах. Желательно было подобрать ствол с прогибом — выгнутая сторона будет служить дном будущего обласа.
Чтобы не раскололась древесина, облас делали в тени, а когда делали остановку в работе, поверхность лодки прикрывали мхом, берестой или брезентом. Инструменты для изготовления лодки – долблёнки: тесло, лучковое сверло, топор. Топором делали разрез по всей длине лодки и выбирали середину ствола. Для сохранения равновесия в лодке нужно было следить, чтобы стенки лодки были одинаковой толщины. Но как сделать, чтобы стенки посудины были одинаковой толщины - иначе она не будет сохранять равновесие? Для этого использовали шпеньки.
Вначале просверливали луковым сверлом снаружи равномерно весь обласок и вгоняли туда короткие шпеньки - толщиной в указательный палец того, кто будет плавать на данной лодке. Чтобы шпеньки были нужной длины, выстрагивалась дощечка, в которой просверливались отверстия, - ровно столько, сколько шпеньков и сколько отверстий в обласке. В отверстия вгонялись палочки и обрезались с обеих сторон. Дощечку с одной стороны натирали сажей, выбивали шпеньки и вбивали их окрашенной стороной внутрь обласка. И вот - выемка древесины изнутри. Это делалось двумя теслами: одним мастер углублялся вниз, а другим - поворотным - обрабатывал борта. Как только показались окрашенные шпеньки, прекращали долбить - толщина бортов соответствует длине шпеньков. Теперь надо распарить обласок, налив в него горячей воды, а затем подержать над слабым огнем. После этого разводили борта и вставляли распорки. Неудачные расщепы, трещины просто заливались смолой.
«У неумелого мастера лодка трескается, тогда её сшивают кедровым корнем, а трещины заливают смолой. Но хороший мастер лодку-долбленку не смолит: она должна быть лёгкой, чтобы её можно было носить на плече».
Новый облас виден на воде, поэтому его натирают смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой. Доведённая до удивительного совершенства, долблёнка бесшумно скользит по воде, управляемая только одним веслом.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»