Выставка одного предмета

Материал: дерево

Техника: ручная работа

Размеры: длина – 43,0 см; ширина – 13,0 см

Шаблон со шпеньками.JPG

 

Ханты, коренное население Уватского района, на таёжных реках используют лодку без киля – облас.

Изготавливали обласок из крупных кусков дерева, использовали древесину кедра, осины, тополя-осокоря. У сваленного дерева отрубали нужный кусок, смотря по тому, на сколько человек рассчитана будущая лодка. Два размаха рук — обласок на одного человека.

Дерево для лодочной заготовки выбирали в мае на сухих, возвышенных местах. Желательно было подобрать ствол с прогибом — выгнутая сторона будет служить дном будущего обласа.

Чтобы не раскололась древесина, облас делали в тени, а когда делали остановку в работе, поверхность лодки прикрывали мхом, берестой или брезентом. Инструменты для изготовления лодки – долблёнки: тесло, лучковое сверло, топор. Топором делали разрез по всей длине лодки и выбирали середину ствола. Для сохранения равновесия в лодке нужно было следить, чтобы стенки лодки были одинаковой толщины. Но как сделать, чтобы стенки посудины были одинаковой толщины - иначе она не будет сохранять равновесие? Для этого использовали шпеньки.

Вначале просверливали луковым сверлом снаружи равномерно весь обласок и вгоняли туда короткие шпеньки - толщиной в указательный палец того, кто будет плавать на данной лодке. Чтобы шпеньки были нужной длины, выстрагивалась дощечка, в которой просверливались отверстия, - ровно столько, сколько шпеньков и сколько отверстий в обласке. В отверстия вгонялись палочки и обрезались с обеих сторон. Дощечку с одной стороны натирали сажей, выбивали шпеньки и вбивали их окрашенной стороной внутрь обласка. И вот - выемка древесины изнутри. Это делалось двумя теслами: одним мастер углублялся вниз, а другим - поворотным - обрабатывал борта. Как только показались окрашенные шпеньки, прекращали долбить - толщина бортов соответствует длине шпеньков. Теперь надо распарить обласок, налив в него горячей воды, а затем подержать над слабым огнем. После этого разводили борта и вставляли распорки. Неудачные расщепы, трещины просто заливались смолой.

 «У неумелого мастера лодка трескается, тогда её сшивают кедровым корнем, а трещины заливают смолой. Но хороший мастер лодку-долбленку не смолит: она должна быть лёгкой, чтобы её можно было носить на плече».

Новый облас виден на воде, поэтому его натирают смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой. Доведённая до удивительного совершенства, долблёнка бесшумно скользит по воде, управляемая только одним веслом.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении