Выставка одного предмета

Дата создания: Первая половина XX века

Материал: сталь

Способ производства: промышленное производство

Техника: штамповка

Размеры: дл. - 17,5 см; ш. - 1,7 см

Вилка.JPG

У всех привычных нам столовых приборов богатая история, но самая насыщенная и полная событиями – у обычной вилки. Она создавалась и трансформировалась столетиями, о ней спорили, ее осуждали и превозносили…

Первая вилка в приближенном к современному виде появилась в XI веке в Италии. Говорят, что ее изобретателя звали Доменико Сильвио и был он венецианским правителем, часто устраивающим приемы. И вот, готовясь к визиту византийской принцессы Марии, Сильвио решил нарушить традицию есть руками, и к столу подали маленькие двузубые столовые приборы, которыми следовало подцеплять еду и переносить к себе на тарелку. Гости новое веяние оценили, однако до широкого употребления вилкам было еще далеко.

Вплоть до XVII века в правилах хорошего тона описывалось, как правильно есть руками — не брать еду всей горстью, тем более двумя руками, а лишь тремя пальцами, пальцы не вытирать об одежду, а ополаскивать в специальной чаше с водой… К горячим блюдам подавались перчатки, которые после трапезы выбрасывались. Аристократия иногда пользовалась двумя ножами, один из которых использовался для разделки, другой — для накалывания кусочков пищи.

Почему же так долго удобная вилка была непопулярным и непривычным предметом? Дело в том, что против ее ополчилась… католическая церковь. Два зубца ассоциировались с рогами дьявола, а сама вилка считалась предметом излишней роскоши. Ее использование при дворе монархов рассматривалось как проявление безбожия и богохульства. В воспоминаниях итальянского епископа Петра Дамиани встречается описание жены венецианского дожа, которая подносила еду ко рту не руками, а позолоченной вилкой — епископ расценивал это как сумасбродство, которое навлечет на нее небесный гнев… В качестве компромисса «еретики» использовали предмет на подобии шила — вилку с одним зубцом, потому что есть руками горячую жирную пищу, особенно вельможам и монархам, уже не хотелось, еда руками стала считаться уделом простых людей.

Но вернемся к Доменико Сильвио… Византийская принцесса, вернувшись домой, приказала изготовить такой же предмет, и в единственном экземпляре была сделана вилка из золота с инкрустированной перламутром ручкой из слоновой кости. Первые вилки имели совершенно прямые зубцы и предназначались только для накалывания пищи, зачерпнуть ей что-либо было невозможно.

Спустя несколько веков своя собственная вилка появилась у французской королевы Жанны д’Эрве. Она так же была изготовлена в единственном экземпляре и хранилась в специальном футляре. Но под влиянием католической церкви вилке не давали распространяться вплоть до XVI столетия, а с XVII века вилка становится необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов.

Появилась вилка и в Северной Европе — впервые на английском языке она была упомянута в 1611 году, а широкое же применение в Англии вилка получила только в XVIII веке. Ее ввел Томас Коръят благодаря своей книге о путешествии по Европе. Но даже тогда, его идею о распространении вилок высмеивали и называли «фурцифером», что означало «носильщик вилок». Тогда же вилки появились и в Германии, а в Испании ими пользовались уже давно — на затонувшем в 1588 году испанском корабле «Ла Жирона» был найден огромный ассортимент вилок. К тому времени вилки уже стали с более удобными изогнутыми зубцами, количество которых увеличилось до четырех. Однако, известно, что даже в XIX веке в английском флоте матросам не разрешалось пользоваться вилкой, так как суровым морякам не пристало увлекаться изысканными манерами.

В Россию вилка была завезена из Польши в 1606 году Лжедмитрием I в багаже Марины Мнишек и была демонстративно использована во время пиршества в Грановитой палате Кремля по случаю бракосочетания Лжедмитрия. Русское духовенство, как и католическое, вилку не одобрило. Она стала символизировать нерусское происхождение и пристрастие к иноземному. Однако, в отличие от Европы, в России веками ждать смягчения нравов не стали — уже при царе Алексее Михайловиче на царских столах были вилки, правда, подавались они самым знатным гостям, обычным гостям подавали только ложки. В XVIII веке, при Петре I, столы уже сервировали полным набором — ложка, вилка, нож.

В издании «Русская старина» за 1824 год есть информация о царской сервировке: «У прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях».

Петр не был уверен, что в гостях ему подадут вилку, потому что в народе к знатному столовому прибору относились недоверчиво, даже была пословица: «Ложкою, что неводом, а вилкой — как удою» (то есть — ничего не зачерпнуть), а ронять вилки считалось дурной приметой. Однако, в книге по этикету «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» уже были описаны манеры и правила поведения за столом, в том числе и как обращаться с вилкой и ножом.

Само слово «вилка» вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до того времени она именовалась «рогатиной» или «вильцами». А слово «вильцы» — маленькие вилы — произошло от слова «пил», что обозначало «зуб» (оттуда «пила»). С развитием языка «п» заменилось на «в» и появилось обозначение инструмента с зубьями — вилы.

Окончательный прорыв в вилочной истории случился в XIX веке, когда был изобретен новый способ золочения и посеребрения металлов — гальванопластика. Первыми активно использовать гальванопластику при производстве столовых приборов начали французы и с того времени стало разрабатываться и выпускаться огромное количество различных вилок, ножей, ложек, лопаток и других красивых функциональных предметов сервировки стола.

Сегодня при производстве столовых приборов основным материалом является сталь, которая так же служит основой и для изделий с серебряным или золотым покрытием. Считается, что хорошие вилки должны иметь толщину не менее 2,5 мм (измеряется на конце ручки). Не должно быть никаких острых углов, например, между зубчиками вилок. Все должно быть гладким и плавным. Кроме того, качественную вилку можно сразу же распознать по наличию выемок у основания зубьев, для того чтобы пища легче вымывалась.

Современные столы, особенно для торжественных приемов, сервируются огромным количеством приборов, среди которых только вилок может быть примерно с десяток. Несмотря на все многообразие изготавливаемых сейчас вилок, существуют определенные виды для определенных продуктов и целей:

Четырехзубцовая столовая вилка— самая широкоупотребимая, используется для горячих блюд из мяса, гарнира, а также блинов и пирогов.

Салатная или закусочная вилка — такая же, как и столовая, но меньше по размеру.

Вилочка лимонная— для перекладывания ломтиков лимона. Маленького размера, имеет два острых зубца. Фруктовые вилки выглядят как большие «лимонные».

О том, как пользоваться столовыми приборами, в книгах по этикету написаны целые главы. Существуют для способа использования ножей и вилок — американский «зигзаг», когда вилка при отрезании и накалывании кусочков перекладывается из левой руки в правую, и европейский, когда вилку всегда держат в левой руке, а нож в правой.

Нож и вилку держат так, чтобы пальцы не касались лезвия или зубцов. Ко рту вилку принято подносить зубцами вниз, если это не еда, с которой могут капать капли соуса или подливки. Вилку никогда не «чистят», не вытирают ее об нож, кусочек хлеба или о край тарелки. Если в трапезе наступает пауза (но застолье еще не закончено), прибор кладут на тарелку крест на крест — нож острием влево, вилку выпуклой частью вверх — таким образом, чтобы рукоятка ножа была расположена, как стрелка часов, указывающая на пять часов, а рукоятка вилки — на семь часов. Можно положить вилку и нож ручкой на стол, а другим концом на тарелку. По окончании еды оба прибора кладут на тарелку параллельно друг другу, а их ручки должны показывать на пять часов. При этом вилка должна лежать зубцами вверх.

Салат кладут на тарелку специальной ложкой и едят салатной или закусочной вилкой. Горошек и кукурузу едят вилкой, помогая ножом набирать зерна. К паштету подают закусочную вилку и закусочный нож (правила этикета позволяют намазывать паштет на тосты). Блюда из рубленого мяса и рыбы (котлеты, зразы, запеканки) едят только столовой вилкой, отламывая небольшие кусочки. Так же едят и овощные котлеты, яичницу, омлет.

Предубеждение русского народа против вилки было долгим и прочным. К вилке народ приучила, по существу, советская власть с ее системой массовых общественных столовых, где алюминиевая вилка полагалась каждому посетителю. До сих пор в суевериях отражается настороженное отношение к вилке – считается, что ее нельзя дарить – это знак высокомерия.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении