Дата создания: Конец XIX века
Материал: металл
Способ производства: промышленное производство
Размеры: дл. - 28,5 см; в. - 16,0 см
Легенда: использовался такой подсвечник до середины ХХ века в качестве осветительного прибора в помещении. Передала предмет в школьный музей в 1995 году Чемоданова В.А.
Согласно толковому словарю Ожегова, словом «подсвечник» обозначают подставку для одной или нескольких свечей. Это общее обозначение для канделябров и жирандолей, настенных и напольных моделей.
Несколько столетий назад свечи служили самым популярным и удобным способом освещать помещение, а подсвечники были необходимы для того, чтобы надежно держать горящую свечу и при необходимости переносить ее. Хотя подставки появились не сразу с изобретением свечей, их изобретению предшествовала целая история. Сначала их использовали сугубо как держатели и для изготовления брали любой подходящий материал - дерево, камни и металл. Внешний вид был отодвинут на второй план. Со временем люди начали придавать значение эстетическому виду предмета, появились ценители красоты и подсвечники стали еще и предметом искусства.
Подставки выглядели весьма внушительно. Чаще всего они держались на металлическом треножнике или на круглой массивной стойке. На самом верху предмета были небольшие подставки в виде чашечек для свечей. Делали их с несколькими гнездами, количество зависело от предназначения подставки. Для дома использовали декоративные подсвечники, в которые помещались две-три свечки, для больших помещений необходимо было больше света, соответственно и держатели для них были больших размеров.
Особенно роскошными эти аксессуары делали в эпоху Возрождения. Их основание украшали листьями, орнаментами и различными фигурками. Когда зарождался стиль рококо, популярность обрели фарфоровые изделия, их украшали вензелями, покрывали позолотой, изображали ангелов или рисунки, которые передавали сельские пейзажи, словом, все, что было присуще тому времени.
В XVIII столетии канделябры начали изготавливать из металла. Тогда они имели несколько игривые формы в стиле рококо и освещали залы, улицы, площади. Подставки для освещения изготавливали из золота, серебра, бронзы и латуни. А еще позднее, в XIX веке, канделябры стали лить из долговечного и недорогого чугуна.
Есть и другая версия происхождения этого предмета. Одна из легенд древнего Египта гласит, что во времена хаоса и бедствий из ниоткуда возник холм, а на его вершине вырос цветок лотоса невиданной красоты. Когда лепестки распустились, в центре цветка люди увидели пламя и так встретили бога Солнца Ра. С тех пор народ Египта начал изготавливать подсвечники в виде лотоса. Люди верили, что этот предмет способен защитить их от злых сил и подарить силу. Потом это изобретение распространилось и на другие страны, но уже со своими коррективами. Например, в Древней Греции подставки делали из глины, а для придания опрятного внешнего вида покрывали их лаком. У разных народов можно было встретить аксессуары из дерева, сахарного тростника, камней и даже из слоновой кости.
Позже материалом стали служить мрамор и алебастр. Такие изделия использовали только для освещения церквей и домов богатых людей. Спустя еще несколько десятилетий канделябры научились делать фарфоровые, хрустальные, а также из цветного и прозрачного стекла. Их стиль и материал, из которого они изготавливались, соответствовали моде того времени.
Если нужно было передвигаться с пламенем, использовали подставки небольшого размера и высоты, с ручкой и с широким поддоном-блюдцем, которое собирало капли воска. Высокие габаритные изделия с несколькими гнездами для свечей использовали на письменном столе и во время трапезы. Также существовали аксессуары совсем маленького размера для туалетных столиков.
На территории Российской Империи существовало несколько заводов, производивших подсвечники. Самыми крупными промышленниками была династия Юдиных, основанная Сергеем Михайловичем, московским купцом третьей гильдии. В 1829 году он основал семейное производство – медное ремесленное заведение.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»