Выставка одного предмета

Дата создания: Конец ХIХ - начало ХХ веков

Место изготовления: д. Лучкино

Материал: дерево, металл

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. - 15,2 см; диам. - 2,0 см

Легенда: передал предмет Алексеев Николай Николаевич, д.Лучкино

1419 Трубка курительная.JPG

 

К курению трубки всегда относились неоднозначно – то считая его волшебством, то дьявольской привычкой, то признаком богемности... 

Курение трубки, в основном, – привилегия мужчин. Император Пётр I, писатель Дж. Р. Р. Толкин, физик А. Эйнштейн и многие другие известные люди любили курить трубку. Это занятие считалось, приятным, расслабляющим, не требующем суеты. Курительные трубки использовались также в медицине, религиозных обрядах. А в Северной Америке индейцы курили трубку после завершения мирных переговоров, как знак примирения (так появилось знаменитое выражение «раскуривать трубку мира»). Трубки могли быть и произведениями искусства, сделанными из разных материалов, с красивым декором и клеймом производителя.

Существует много версий и предположений относительно времени и места появления курительных трубок. Тростник, рога и полые кости животных были самыми древними прототипами трубок для вдыхания дыма. Согласно одной из версий, родиной курительных трубок была Америка. Индейцы майя и ацтеки, проживавшие более 3 тыс. лет назад в центральной части Америки, курили трубки, выполненные из глины и красного камня (катлинита), считавшегося у них священным «курительным камнем». Да и само курение являлось частью ритуального обряда, средством общения с Богами. Жители Южной Америки в качестве материала для курительных трубок использовали древесину тропических деревьев. Индейцы курили не только табак, но и смеси других видов растений, помогающих им расслабиться, войти в транс для общения с духами, избавиться от боли и т.д.

В Европу табак и курительная трубка попали лишь в 1492 г. после открытия Америки. Первые европейские трубки были сделаны из глины. К ним быстро пристрастились моряки и торговцы, посещавшие Новый Свет. Изначально курение через трубку в Европе считалось колдовством и подвергалось гонению, особенно церковью. Первой страной, признавшей табак и разрешившей его курение через трубку, стала Англия. Она первой оценила табак, как способ получения немалого дохода. Вскоре свое пристрастие к табаку высказали голландцы, позже — жители Германии, Франции. На Руси моду на курение табака стал прививать Пётр Первый, который и сам являлся заядлым курильщиком.

После своего европейского турне Пётр много что изменил в стране, в частности легализовал табак и разрешил курить его только при помощи трубки, что с удовольствием делал и сам. Он же учредил две табачные фабрики: одну в Санкт-Петербурге, другую на Украине.

Своим подданным Пётр Первый позволял «табак пить и другим образом употреблять по воле каждого невозбранно». С этого момента курение в России превращается в популярное, поощряемое государством развлечение. Главным же инструментом данного развлечения стала курительная трубка. 

Трубок собственного производства в России конца XVII века еще не имелось. Посему местным поклонникам «пития табаку» приходилось пользоваться теми изделиями, что завозили европейцы. Петром был издан указ: «всем содержателям трактиров или, как их тогда еще называли, «гербергам» (от немецкого слова «die Herberge» — «постоялый двор»), полагалось иметь «кофе, шоколад, биллиард, виноградные вина, гданские и французские водки, заморский эль, бир и полпиво петербургского варенья, кое употребляется вместо квасу, а также курительный табак», голландские трубки часто продавались уже набитыми, готовыми к употреблению. Позднее появились более изысканные, украшенные рисунком и резным орнаментом трубки. Они стоили дорого и часто выполнялись в английской манере — с отдельным, деревянным мундштуком.

Довольно скоро начали делать трубки и в России. В соответствии с распространенной практикой, началось все с копирования и подделки иностранных образцов. При этом попытки скопировать сложную восточную вязь турецких трубок «тахта-чубук» приводили к появлению фантастических и совершенно бессмысленных наборов символов, внешне напоминающих значимый текст, но абсолютно не читаемых.

Отечественные мастера достаточно быстро перестали тиражировать особо «мудреные» подделки, перенаправив свои усилия на изготовление предельно простых образцов, благо востребованность таковых в условиях российского рынка оказалась велика. О том, насколько прибыльным делом являлось производство курительных трубок при Петре Первом, говорит хотя бы тот факт, что за это ремесло не брезговал браться и сам светлейший князь Меншиков…

Одновременно продолжались попытки сделать трубки из других материалов — в ход шли вишневый корень, серебро и фарфор.

Продолжая завозить импортный табак, Россия не прекращала попыток наладить выращивание своего. Лучшими для этого землями признавались территории малороссийских областей. Там же возникло множество кустарных производств курительных трубок — люлек. Делали люльки как из глины, так и из вишневого или грушевого дерева. Люльки отличались довольно большим размером чашки, а также крутым, часто — двойным изгибом относительно небольшого чубука. Нередко чашка трубки снабжалась крышкой, украшалась резьбой и орнаментом.

Постепенно в обиход вошли чубуки большой длины, нередко украшенные различными подвесками из монет или полудрагоценных камней. Для удобства хранения столь габаритные чубуки приходилось собирать из нескольких отдельных фрагментов. Встречались в Малороссии и небольшие трубки — буруньки-носогрейки, изготовленные из глины и для прочности обвитые медными или серебряными кольцами. Порой обнаруживались у казаков и захваченные в качестве трофеев турецкие дорогие трубки. Но это — редкость, предмет гордости, свидетельство воинской доблести и удачи. А на каждый день была привычная люлька!..

Позднее на рынок вышел бриар — нарост на корнях древовидного вереска, лучший из известных человечеству материалов для трубок.

Впрочем, к середине 19 века появился новый способ курения. Стремительное распространение сигар вывело на рынок и их дешевый аналог — папиросы. В России папиросы в бумажных гильзах известны примерно с 1844 года.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении