Выставка одного предмета

Дата создания: Первая половина XX века

Материал: дерево

Способ производства: ручная работа

Размеры: в. - 63,8 см; диам. - 32,0 см

790 Тюрик-вьюшка.JPG

Легенда: использовался предмет для перемотки пряжи с мотов. Передал предмет в школьный музей Боровиков Алексей, учащийся Уватской школы

Тюрик- вьюшка имел разные названия: тюряк, тюрячок, кубышка, мотушка (лубочная, гнутая или дуплянка) на оси, которую быстро вертят, погоняя ладонью и наматывая на неё пряжу с воробов, представлял орудие перемотки нитей с мотов.

Произошло это слово от глагола турить – гнать. В нашем крае встречаются варианты не только цельнотелого тюрика, но и в виде барабана из нескольких реек, закреплённых на двух дисках по кругу. Центральная часть приспособлена под крепление оси для более быстрого сматывания пряжи с воробьев на тюрик.

Чтобы перематывать пряжу, нужно было её подготовить к тканью. Для этого лён трепали, пряли, связывали в моты. Полученные моты пряжи мыли, а иногда и вымачивали в горячей воде с добавлением мякины или овсяной соломы. Мокрые моты вымораживали во время весенних утренников. Чернота, жёсткость, сырость с пряжи исчезали. Пряжа по мере обработки становилась всё светлее, почти белоснежной. Моты пряжи наматывали на вороб, а уже с него по особой технологии перематывали на тюрик.

Тюрик делали из дерева, чаще всего из осины, в виде полого цилиндра неправильной формы, выдолбленного из ствола, чтобы лучше держалась наматываемая пряжа. Тюрик насаживался на специальный стояк. Стояк ставился рядом с воробом, на котором был натянут мот пряжи. Конец пряжи с мота закрепляли на тюрике и, вращая по вертикальному кругу ручку стояка, перематывали пряжу с мота. После этого приступали к «снованию основы». Для этого нужно было много места. Обычно использовали опустевший сарай. Двойная нить, идущая с двух крутящихся от натяжения нити тюриков, пропускалась через балку и вытягивалась сверху к сновалке. Сновалки поворачивали на один поворот то в одну сторону, то в другую. Длина одной стены холста равнялась периметру сновалки и была постоянной. Готовую основу снимали с воробы и в виде переплетённого жгута переносили в избу.

Пустые тюрики в густозаселённой избе могли использоваться в качестве сидушек. Основным же их местом пребывания был чердак или сенки. За ткацкий станок крестьянки садились осенью, и, соответственно, все предварительные работы переносились на это время. В остальной же период все приспособления такого типа и сам станок из избы убирались, в доме хранилась только пряжа.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении