Дата создания: Первая половина XX века
Материал: дерево
Способ производства: ручная работа
Размеры: в. - 63,8 см; диам. - 32,0 см
Легенда: использовался предмет для перемотки пряжи с мотов. Передал предмет в школьный музей Боровиков Алексей, учащийся Уватской школы
Тюрик- вьюшка имел разные названия: тюряк, тюрячок, кубышка, мотушка (лубочная, гнутая или дуплянка) на оси, которую быстро вертят, погоняя ладонью и наматывая на неё пряжу с воробов, представлял орудие перемотки нитей с мотов.
Произошло это слово от глагола турить – гнать. В нашем крае встречаются варианты не только цельнотелого тюрика, но и в виде барабана из нескольких реек, закреплённых на двух дисках по кругу. Центральная часть приспособлена под крепление оси для более быстрого сматывания пряжи с воробьев на тюрик.
Чтобы перематывать пряжу, нужно было её подготовить к тканью. Для этого лён трепали, пряли, связывали в моты. Полученные моты пряжи мыли, а иногда и вымачивали в горячей воде с добавлением мякины или овсяной соломы. Мокрые моты вымораживали во время весенних утренников. Чернота, жёсткость, сырость с пряжи исчезали. Пряжа по мере обработки становилась всё светлее, почти белоснежной. Моты пряжи наматывали на вороб, а уже с него по особой технологии перематывали на тюрик.
Тюрик делали из дерева, чаще всего из осины, в виде полого цилиндра неправильной формы, выдолбленного из ствола, чтобы лучше держалась наматываемая пряжа. Тюрик насаживался на специальный стояк. Стояк ставился рядом с воробом, на котором был натянут мот пряжи. Конец пряжи с мота закрепляли на тюрике и, вращая по вертикальному кругу ручку стояка, перематывали пряжу с мота. После этого приступали к «снованию основы». Для этого нужно было много места. Обычно использовали опустевший сарай. Двойная нить, идущая с двух крутящихся от натяжения нити тюриков, пропускалась через балку и вытягивалась сверху к сновалке. Сновалки поворачивали на один поворот то в одну сторону, то в другую. Длина одной стены холста равнялась периметру сновалки и была постоянной. Готовую основу снимали с воробы и в виде переплетённого жгута переносили в избу.
Пустые тюрики в густозаселённой избе могли использоваться в качестве сидушек. Основным же их местом пребывания был чердак или сенки. За ткацкий станок крестьянки садились осенью, и, соответственно, все предварительные работы переносились на это время. В остальной же период все приспособления такого типа и сам станок из избы убирались, в доме хранилась только пряжа.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»