Дата создания: середина XX века
Материал: дерево
Способ производства: ручная работа
Техника: роспись, токарная обработка
Размеры: в. - 8,2 см; диам. венчика - 6,6 см; диам. основания - 4,8 см.
Солонка имеет вертикальный венчик, округлый в сечении, покатые плечики. Тулово широкое в верхней части, заметно сужается книзу. У основания находится опоясывающий выступ.
Вазочка изготовлена из дерева на токарном станке. Поверхность изделия ровная, гладкая. Внутренняя часть покрыта серебристой краской, наружная украшена хохломской росписью.
Использовался предмет для хранения соли. Имеется частичная утрата слоя краски, трещина.
Солонка передана в музей Малыгиной М., ученицей Уватской школы.
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода, в глухих деревнях за Волгой. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелёным и чёрным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый (оловянный) порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, за счет чего достигается медово-золотистый цвет, придающий легкой деревянной посуде эффект массивности.
Хохлома – исконно славянская роспись, которая возвращает нас к традициям и нравам предков; роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, отождествлялся с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
По преданию считается, что в Московии жил искусный мастер–иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у царя. Но однажды он решил сбежать и заняться искусством, которое вобрало всю красоту земли русской. На его творения приезжали посмотреть из разных уголков света. Донеслась молва и до царя, после чего было приказано изловить мастера. Только он узнал об этом, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками. Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а само изделие будто излучает свет от золотого сияния.
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два вида письма: верховое и фоновое.
Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма может служить «травка». Существовало три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик».
Наиболее древний вид росписи – «травная»: осока, белоус, луговик. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. Приемы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создает множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. На изделиях хохломских мастеров можно увидеть ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья по три-пять и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. Если расписывали большие плоскости, то использовали мотивы покрупнее – вишня, клубника, крыжовник, виноград. В сравнении с «травкой» роспись «под листок» или «под ягодку» многоцветнее, потому что мастера могут писать листочки зелеными в сочетании с коричневым и желтым.
К верховому письму также относится своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Обычно это геометрическая фигура, вписываемая в квадрат или ромб, имеющая в середине «большой рыжик» - солнце. Росписи «пряниками» более просты и условны – кажется, что солнце с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.
Для фоновой росписи было характерно применение чёрного и красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, постепенно стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объемности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента стали красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов в силу особых декоративных качеств.
В фоновой росписи выделяют два типа орнамента: «под фон» и «кудрину».
Роспись «под фон» начинается с прорисовки стебля с листьями и цветами, иногда с изображением птиц или рыб. Затем фон записывается черной краской. По золотому фону прорисовываются детали крупных мотивов. Роспись «под фон» - трудоемкий процесс и не каждый мастер может справиться с такой работой. Изделия с таким видом орнамента предназначались для подарка, выполнялись на заказ и ценились выше.
Еще одной разновидностью фоновой росписи является «кудрина» - её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, поэтому золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название роспись «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов, плодов. Обычно роспись «кудрина» напоминает ковёр.
Со времен возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели изменения, хотя стилистическая основа осталась неизменной. Возникновение искусства хохломы на русской земле вблизи красавицы Волги отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Местные мастера умеют писать настолько радостный и поэтический орнамент, что даже на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться легкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.
Художественную роспись не зря считают искусством, изначально ей владели только специально обученные люди. Украшенные орнаментом предметы были редкостью, доступной лишь состоятельным людям, но чем популярнее становился промысел, тем масштабнее требовалось производство.
В истории хохломы был момент, когда из-за большого спроса перекупщикам нужно было много дешёвого товара. Это привело к тому, что качество посуды снизилось, а рисунки стали проще. Но власти и интеллигенция смогли вовремя исправить ситуацию и наладили обучение мастеров. Так появились многие художественные школы, в том числе семёновская школа хохломы.
Посуда с хохломской росписью – такой же узнаваемый символ России как матрёшка и самовар. Технология производства хохломских изделий сложнее, чем кажется. Во второй половине XIX века произошёл расцвет хохломского промысла. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества, и к хохломе стали проявлять интерес как к искусству.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» впервые попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, после чего с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. В число ценителей хохломы попала и царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.
С приходом XX века хохломской промысел начал угасать, но, когда в Советском Союзе стали популярны артели, производство возобновилось. В 1960-х годах появилось объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Эти предприятия в городе Семёнов и селе Сёмино до сих пор работают и считаются главными центрами промысла. Любой желающий может попасть туда на экскурсию и своими глазами посмотреть, как создаётся легендарная хохлома.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»